В Азербайджане могут объявить финансовую амнистию?

Национальные эксперты уверены в положительных результатах в случае ее применения.

Как сообщает AZE.az, в Азербайджане есть закон о предоставлении декларации о доходах со стороны должностных лиц, но этот закон, по сути дела, не применяется. Что касается предоставления информации о своих доходах со стороны простых граждан, то такого закона в Азербайджане нет. Сейчас, для того чтобы закон о предоставлении деклараций о доходах начал претворяться в жизнь, необходимо осуществить финансовую амнистию. Об этом в беседе с “Эхо” заявил председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов. По его мнению, без финансовой амнистии добиться полноценного применения закона о декларации доходов просто невозможно.

“Согласно недавним данным OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), удельный вес теневой экономики в ВВП Азербайджана составляет примерно 50%. При таком раскладе объем скрытого оборота в Азербайджане достигает до 25 млрд. манатов. Это большая сумма. В этой связи на первом этапе с помощью финансовой амнистии необходимо добиться легализации теневого оборота. На втором этапе можно уже требовать декларацию о доходах как у должностных лиц, так и у простых граждан”.

Между тем в Украине намерены заставить украинцев при покупке жилья полностью платить налоги и доказывать, что деньги заработаны честным путем. Это может вызвать спад на рынке недвижимости. В декабре глава Государственной налоговой службы Александр Клименко заявил, что его ведомство анализирует данные о покупках украинцами автомобилей и недвижимости, чтобы выявить тех, кто скрывает доходы. В Министерстве финансов готовят законопроект, обязывающий предоставлять декларацию о доходах при приобретении жилья. Также налоговики могут получить право контролировать деятельность оценщиков, чтобы те не занижали стоимость выставленных на продажу объектов недвижимости.

Эксперты считают, что эти нововведения хоть и увеличат поступления в бюджет, но могут подорвать и без того хилый украинский рынок недвижимости.

Средняя по Украине сумма, указанная в договоре купли-продажи квартиры, составляет около 100 тыс. грн. Это, конечно, не рыночная цена, а результат налоговой оптимизации. По закону, если продавец владеет жильём менее трёх лет, он должен заплатить с его продажи налог в 5%. Плюс 1% стоимости проданного жилья – в Пенсионный фонд и ещё 1% госпошлины – за нотариальное оформление сделки. Вот и вписывают в договор заниженную цену, объясняет аналитик компании “Планета Оболонь” Владимир Коломейко (“Фокус”).

Налоговая в Украине в свою очередь начинает следить за сделками купли-продажи земли, квартир, домов и автомобилей, предупреждает глава Государственной Налоговой службы Александр Клименко. Помимо стоимости оценки вырастут и сами налоговые выплаты. “Учитывая этот фактор, цена однокомнатной квартиры увеличится на 500-1000 долларов”, – отмечает Коломейко. Это значит, что сделок станет меньше. Правда, сократится и число мошенничеств.

Как отметил, комментируя это сообщение В.Байрамов, в Украине долгое время обсуждался вопрос об указании финансовых источников во время покупки дорогих вещей. “Таким способом правительство Украины пытается взять под контроль нелегальный денежный оборот и воспрепятствовать отмыванию грязных денег. Но эта практика не применяется в развитых странах мира. Если гражданин раз в году декларирует свои доходы, то ему нет необходимости при каждой дорогостоящей покупке заново декларировать свои доходы. Это техническая процедура, которая в некоторых случаях открывает дополнительные пути для коррупции. Помимо этого, это ограничивает возможности граждан пользоваться своими финансовыми средствами. В этой связи, даже в случае применения в Азербайджане декларации о доходах, предоставление информации о своих заработках при покупке недвижимости не очень целесообразно”, – заключил В.Байрамов.

Схожего мнения придерживается независимый экономист Октай Ахвердиев. По его мнению, любое ограничение ведет или к коррупции, или к падению оборота. “Например, в некоторых случаях цена телевизора может достигать стоимости квартиры. Тем самым, если я решил купить телевизор за 5 тыс. манатов, то я должен указывать, откуда у меня деньги на это приобретение?” – задается вопросом экономист.

Но О.Ахвердиев позитивно относится к применению в Азербайджане финансовой амнистии. “Я еще в середине 90-х годов выступал с таким предложением”. Как напомнил экономист, в мировой практике есть несколько примеров успешного применения финансовой амнистии. “Казахстан благодаря амнистии смог влить в свою экономику примерно 1,5 млрд. долларов. Помимо этого, еще в середине прошлого века удачно финансовая амнистия была применена в Германии. В послевоенной Германии действовал план Маршалла, на основе которого при финансовой поддержке США страна восстанавливалась. При этом, согласно некоторым подсчетам, примерно 40% финансовой помощи США шла в карманы немецких чиновников, которые в тот период получали крайне мизерную зарплату”. Но, как отмечает О.Ахвердиев, в середине 50-х годов в Германии объявили финансовую амнистию. “Далее, нажитые чиновниками коррупционным путем средства влились в экономику Германии”.

Столь успешной практикой, по мнению экономиста, следовало бы также воспользоваться Азербайджану. “Я в свое время предлагал два варианта. В первом случае финансовой амнистии подлежат средства, которые будут храниться в азербайджанских банках”. Согласно второму варианту, О.Ахвердиев предлагает применить амнистию в отношении средств, с помощью которых в Азербайджане строятся предприятия. “Говоря простым языком, не стоит спрашивать у чиновников источник денег, если они строят крупные предприятия или вкладывают в банк громадные суммы. Благодаря финансовой амнистии скрытые от оборота средства уже будут служить на благо Азербайджана”, – заключил О.Ахвердиев.