Национальный Фонд по борьбе с коррупцией выдвигает подобную инициативу, чтобы активизировать борьбу с совершаемыми коррупционными преступлениями.
Как сообщает AZE.az, Фонд по борьбе с коррупцией выступает за введение механизмов, которые помогают бороться с этим позорным явлением.
“Для того чтобы предотвратить покупку чиновниками имущества, или чего-либо другого за рубежом за деньги, полученные коррупционным путем, введение подобного закона очень важно”, заявил “Эхо” глава Фонда по борьбе с коррупцией Васиф Мовсумов, комментируя законопроект, который обсуждается в российской Госдуме. Напомним, что депутаты Государственной думы России предлагают чиновникам избавиться от недвижимости за границей. Соответствующие поправки к закону “О государственной гражданской службе” поступили вчера в Госдуму, пишет РБК Daily. Если чиновники не избавятся в ближайшее время от “дач за границей”, поправки к закону предусматривают наказание – увольнение с госслужбы.
Как пишет издание, эксперты признают, что половина покупок недвижимости за пределами России совершается чиновниками. Если документ будет принят Госдумой, расстаться с имуществом придется многим крупным чиновникам. Согласно декларациям за прошлый год, по данным РБК Daily, министр по связям с “открытым правительством” Михаил Абызов владеет квартирой и гаражом в Великобритании, у бывшего министра культуры Александра Авдеева есть квартира во Франции, а полпреду президента Александру Хлопонину принадлежат земельный участок под рекреационные цели и жилой дом в Италии. Напомним, в феврале этого года ограничение на владение имуществом за рубежом было введено в ФСБ. Сотрудники спецслужбы должны были в течение месяца отчитаться о наличии зарубежной недвижимости, а в течение года – избавиться (“Недвижимеость”).
“Вообще я выступаю за введение механизмов, которые помогают бороться с коррупцией, – говорит Васиф Мовсумов, – И этот законопроект, который обсуждается в Госдуме России, в случае если он будет принят, станет важным шагом борьбы с коррупцией и отмыванием денег. Чиновники, как правило, деньги, полученные коррупционным путем, пытаются вложить в покупку недвижимого имущества за рубежом. И чтобы предотвратить такие негативные моменты, принятие данного законопроекта просто необходимо. В последнее время в России начали разрабатывать механизмы борьбы с коррупцией и водить их в практику. К примеру, не так давно вошел в силу закон, согласно которому чиновник будет штрафоваться на сумму, в несколько раз превышающую сумму полученной взятки. В целом, если государство ведет борьбу с коррупцией, то важно применение таких норм”.
Вместе с тем, как отметил Васиф Мовсумов, помимо всего прочего, если чиновник держит свои сбережения, накопленные коррупционным путем, за рубежом, это также создает возможность для его шантажа со стороны страны, в которой он держит свои накопления. “А это уже наносит вред непосредственно государственным интересам. И в борьбе с коррупцией должен быть учтен и такой момент. Думаю, что российские власти хорошо понимают это, и поэтому внесли на обсуждение такой вопрос. Только вводя новые механизмы можно добиться прогресса в борьбе с коррупцией. И Азербайджану, в частности, не помешало б воспользоваться этой практикой, которая внесла бы свою лепту в борьбу против коррупции”.
“Да, бывают такие случаи, когда чиновник покупает имущество или кладет деньги в банк на имя какого-то родственника, но для борьбы с этим существует Конвенция ООН о незаконном обогащении, – говорит эксперт. – Этот документ предполагает изучение уровня жизни чиновника и его ближайших родственников. Если эта норма вступит в силу, то борьба с незаконным обогащением значительно облегчится”.
“Конечно же, для Азербайджана, который ведет борьбу с коррупцией, внедрение всех этих норм и законопроектов очень важно. Азербайджан нуждается в таком законе даже больше России. Как известно, Конвенция ООН о незаконном обогащении в Азербайджане не работает. В 2004 году эта норма была принята, но не работает. Конечно же, это отрицательный момент. Но я не понимаю, почему она не должна действовать в нашей стране, если в Азербайджане ведется борьба с коррупцией. Конвенция эта, стоит отметить, не работает и в России, но они вроде готовятся внедрить ее. Если та или иная страна ведет борьбу с коррупцией, то невозможно ограничиться принятием каких-то отдельных норм или законов. Все это должно носить последовательный характер, постоянно должны внедряться новые механизмы, нельзя останавливаться на достигнутом. К примеру, во многих странах труд людей, которые борются против коррупции, которые выявляют и сообщают о таких фактах, поощряется”, – заключил Васиф Мовсумов.
В свою очередь депутат Милли меджлиса Айдын Мирзазаде заявил “Эхо”, что вопрос этот достаточно сложный и многогранный. “С одной стороны, госслужащий не должен иметь заинтересованность в получении прибыли со стороны и, пользуясь своим служебным положением, поддерживать свой бизнес. С другой стороны, чиновник может иметь свой бизнес до поступления на госслужбу. Думаю, что здесь надо учесть мировой опыт, а не ориентироваться на решение проблемы, учитывая опыт одной страны. Нужно проанализировать, как решаются такие вопросы в ведущих странах мира и как это влияет на права гражданина. На мой взгляд, чиновник может иметь собственность, от которой легально получает прибыль, но при этом не должен заниматься бизнесом, в том числе, за границей тоже”, – заключил депутат.