Столько нужно зарабатывать для того, чтобы содержать семью, состоящую из трех человек. Но какая часть населения получает такие доходы?
Как передает AZE.az, в новом исследовании по вопросу неравенства экономист Morgan Stanley Эллен Зентнер представила данные, согласно которым в США самый высокий процент низкооплачиваемых рабочих мест среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Согласно отчету об исследовании занятости населения в странах ОЭСР за 2014 г., опубликованному Morgan Stanley, низкооплачиваемая работа определяется как работа, зарплата которой составляет менее двух третьих среднего дохода по стране.
Напомним, что доходы населения в Азербайджане в 2013 году составили 37,6 млрд. манатов. При этом численность населения в 2013 году составила 9,356 млн. человек. В этой связи, доходы на душу населения в Азербайджане составили 4018 манатов за год, или же 334 маната в месяц. При этом две трети от средней доходности в Азербайджане составляет 221 манатов. Тем самым, по механизму подсчета Morgan Stanley, низкооплачиваемая работа определяется как работа, зарплата которой составляет в Азербайджане менее 221 манатов.
Председатель Лиги защиты трудовых прав населения Сахиб Мамедов считает этот механизм подсчета грани для низкой зарплаты не дееспособным для Азербайджана. В частности, он сообщил , что ОЭСР насчитывает всего тридцать стран, в то время как две трети мировых богатств суммировано именно в этих странах. "Ввиду того, что страны ОЭСР богатые, вести сравнения между этими странами и Азербайджаном не целесообразно.
В концепции "Азербайджана 2020: Взгляд в будущее" указано, что средняя зарплата в Азербайджане в 2020 году достигнет до 60% средней заработной платы в Европе. Поэтому к этому вопросу необходимо относится с этих рамок. В этой связи, даже если зарплата человека выше 221 манатов на 50 манатов и составляет 270 манатов, это не значит что он обеспеченный человек".
В этой связи для оценки ситуации в Азербайджане необходимо провести всестороннюю оценку, говорит С.Мамедов. "Необходимо оценить текущую социально-экономическую ситуацию, стоимость минимальной жизни и так далее. Эти данные в Азербайджане отличаются от данных в странах ОЭСР. В этом случае образуется совершенно иная картина".
Помимо этого, к зарплате следует подходить дифференцированно, говорит С.Мамедов. "Спросы в сельской и городской местностях отличаются. Например, в сельской местности 500 манатов могут полностью удовлетворить спросы семьи, состоящей из трех человек. В то время как в Баку этот показатель значительно выше. Если подходить к вопросу зарплаты усредненно, то для обеспечения семьи из трех человек, работник ежемесячно должен получать 1000-1200 манатов".
Но какая часть населения получает такую зарплату, сказать крайне сложно, продолжил С.Мамедов. "В Азербайджане есть проблема неформального рынка труда и двойной бухгалтерии. Помимо этого, у населения есть много недекларированных доходов. Население может заниматься неформальной торговлей или сдавать в аренду свою квартиру или оборудование. Эти доходы часто не декларируются и тем самым минуют официальную статистику. С этой точки зрения, можно сказать, доходы какой части населения находятся на уровне или выше 1000-1200 манатов", – заключил С.Мамедов.
Возвращаясь к отчету Morgan Stanley по странам ОЭСТ, отметим, что более четверти рабочих мест в США попадают под категорию с низкой заработной платой. В 2013 году средний годовой доход в США составлял 35080 долларов согласно данным Бюро статистики труда США. Соответственно, в странах ОЭСР на низкооплачиваемой работе сотрудник будет получать менее чем 23390 долларов.
Через шесть лет после начала мирового финансового кризиса рынок труда все еще не до конца восстановился, однако в разных странах ОЭСР существуют значительные различия в этом секторе.
Во-первых, в странах ОЭСР наблюдается дефицит рабочих мест. В странах ОЭСР наблюдался незначительный рост занятости, следовательно, уровень занятости – доля работающего населения от 15 лет и старше – остается на 2 процентных пункта ниже, чем уровень, который наблюдался в начале кризиса. В большинстве европейских стран уровень занятости находится на самом низком уровне или близок к самому низкому уровню с начала кризиса, несмотря на то, что был зафиксирован небольшой рост. В 7 других странах ОЭСР уровень занятости выше, чем до начала кризиса.
Однако кризис объясняет многое, но не все. Такие долгосрочные тенденции, как старение населения и повышение квалификации, также являются важными факторами в динамике уровня занятости. Эти два фактора оказывают различное влияние в разных странах. Например, негативное влияние старения населения преобладает в США, в то время как позитивный эффект оказывает повышение квалификации персонала в странах Евросоюза. Это означает, что кризис не является единственным фактором, отвечающим за все изменения.
В США наблюдается снижение доли работающего населения. Уровень занятости населения США в возрасте от 16 до 64 лет снизился на 5 процентных пунктов – с 72% в 2007 году до 67% в 2010 году. Третья часть этого снижения объясняется увеличением уровня безработицы, причем половина безработных – это люди, которые не работают уже более года. Оставшиеся две трети снижения занятости объясняются увеличением приема к школу, а также невозможностью работать по состоянию здоровья (по собственной оценке) и в меньшей степени другими факторами.
Однако в настоящий момент на рынке труда наблюдаются позитивные тенденции. Было зафиксировано небольшое снижение уровня безработицы. После того как он оставался практически неизменным в течение 3 лет, составляя 8%, в начале 2014 г. в странах ОЭСР он снизился до 7,4%. На данный момент в странах ОЭСР почти 45 млн. человек не имеют работы, что на 12,1 млн. больше, чем непосредственно до начала кризиса.
Такое снижение уровня безработицы происходит в основном за счет США и в меньшей степени за счет европейских стран и Японии. В США снижение уровня безработицы увеличилось за первые шесть месяцев 2014 года, составив 6,1% в июне. В европейских странах уровень безработицы снизился до 11,6% к маю 2014 года, а в Японии уровень безработицы фактически упал до докризисного уровня в 3,5%.
Тем не менее в разных странах существует огромная разница в уровне безработицы. В мае 2014 г. самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Греции (26,8%), Испании (25,1%), Португалии (14,3%), Словакии (13,9%), Италии(12,6%), Ирландии (12%) и Франции (10,1%). Самые низкие показатели были в Норвегии (3,3%), Японии (3,5%), Корее (3,7%), Австрии (4,7%), Швейцарии (4,8%), Мексике (4,9%) и Германии (5,1%).
Несмотря на общее снижение уровня безработицы, уровень долгосрочной безработицы продолжает увеличиваться. В странах ОЭСР 16,7 млн. человек – то есть один из трех безработных – не имеют работы от 12 месяцев и более, что почти в 2 раза выше, чем в 2007 г. Наиболее высокий уровень долгосрочной безработицы наблюдается в таких странах, как Исландия, Ирландия, Новая Зеландия, Испания и США, то есть в тех странах, которые экономический кризис затронул особенно сильно. Напротив, в Германии уровень долгосрочной безработицы значительно ниже, так как кризис повлиял на рынок труда не так сильно. Тем не менее уровень долгосрочной безработицы Германии все еще на 10 процентных пунктов выше среднего значения по странам ОЭСР.
Напомним, что в Азербайджане, по данным Госкомстата, в 2013 году было 236,6 тыс. безработных. При этом, если учитывать численность экономически активного населения за 2013 год (4,757 млн. человек), то безработица по стране составляет 4,97%.
Согласно прогнозам уровень безработицы в ОЭСР будет снижаться теми же темпами, при этом он достигнет 7,1% в последнем квартале 2015 года. Самое значительное снижение уровня безработицы в период с четвертого квартала 2013 года по четвертый квартал 2015 года, по прогнозам, будет наблюдаться в Испании (на 2,2 процентного пункта), Ирландии (2,1), Словакии и США (1,1).
Несмотря на эту тенденцию, согласно прогнозам, к концу 2015 года уровень безработицы останется выше 20% в Греции и Испании, от 10% до 15% – в других странах еврозоны. А Германия и Исландия войдут в группу стран с уровнем безработицы ниже 5%.