Руководитель Центра по борьбе со СПИД-ом министерства здравоохранения Хагигат Гадирова: "Для более точного выяснения положения со СПИД-ом мы в скором времени внедрим разведывательную программу эпидемиологического контроля"
– Вначале, пожалуйста, расскажите о Эльнаре Ахмедовой, больной СПИД-ом.
– Она с 2003 года находится на учете в нашем центре. В то время в поселке Рамана у нас была закрытая кожевенно-венерологическая больница.
Там мы обследовали женщин, занимающихся секс-бизнесом. Анализы этой женщины были направлены в республиканский Центр по борьбе со СПИД-ом.
Был получен положительный ответ. Она была взята на учет под специальным кодовым номером. Тогда наши врачи разъяснили ей все, что касается этой болезни: как она распространяется, какие меры предосторожности нужно принимать.
Её предупредили, что она является носителем этой болезни и во время полового акта может заразить партнера, а за это предполагается уголовное наказание.
Контактные данные, которые она нам передала, оказались ложными. В 2005 году из городской больницы номер 1 в Центр поступила кровь. В ней был обнаружен вирус. Врач Центра пошел в эту больницу и выяснил, что это кровь той самой женщины, которая обманула нас.
Мы снова провели с нею беседу. Она была на восьмом месяце беременности. Она родила в больнице во время лечения. Она обещала врачу, что придет в наш Центр.
Но, бросив ребенка, она убежала из больницы. Ребенок умер, он был заражен вирусом.
Тогда руководство Центра обратилось в Насиминское районное управление полиции с просьбой задержать эту женщину и привлечь её к ответственности.
Но из полиции в министерство здравоохранения пришел ответ, в котором полиция отказывалась от привлечения этой женщины к ответственности из-за того, что она являлась малолеткой.
Но наш Центр послал в полицию повторное письмо. А женщина успела скрыться.
После реформ, проведенных в Центре по борьбе со СПИД-ом, мы принялись за поиски этой женщины. Для этой цели у нас есть свои способы. Мы обратились в министерство внутренних дел, исполнительную власть, в районные больницы. Мы старались найти её.
Но министерство внутренних дел прислало ответ о том, что такого человека на учете нет. В поисках её мы перепробовали много способов. Потом вспомнили, что она некоторое время содержалась в поселке “Умид ери”.
Врачи обратились к руководству этого пристанища. Выяснилось, что сестра этой женщины содержится там. Директор этого дома сказал, что больная иногда навещает свою родственницу.
8 июля директор поселка мне позвонил и сказал, что наша пациентка находится у них. Когда наш врач туда приехал, то там уже находился директор общественного Объединения помощи детским домам Сахиб Теймуров.
Эта женщина нарушила анонимность, написала ему письмо с просьбой о помощи. Мы её приняли 9 июля. Обследовали её. Сегодня её забрали в Насиминское районное управление полиции на допрос.
– Центр по борьбе со СПИД-ом знает, что эта девушка опасна для общества. Для поимки её Центр обращался в МВД. Нельзя было распространить фотографию этой больной?
– В свое время мы просили полицию принять меры против этой девушки. Но мы не имеем права нарушать анонимность этих людей.
– Но, сколько человек она заразила …
– СМИ распространили информацию о том, что эта девушка заразила 200 человек. Но никто не может утверждать, что они заражены действительно. Это может показать обследование.
Вероятность заражения очень высокая. Основным путем перехода этой болезни является половая связь. С 2005 года мы повторно обследовали всех больных. Но этой женщины мы не нашли. За последние 11 месяцев мы обследовали более 900 человек.
149 из них мы сняли с учета. Выяснилось, что у них этой болезни нет. Их имена попали в список по какой-то ошибке.
– Среди подобных больных, в республике есть такие, кого вы не можете найти?
– Да. В наших списках есть около 30 таких больных, о которых у нас точных сведений нет. Раньше таких у нас было более 200 человек, но большая часть их найдена.
– Они являются источником инфекции. Какие меры принимаются для их поиска, может распространить их фотографии?
– В Центре фотографий больных нет. Для поимки этих больных существуют правоохранительные органы. Мы обращаемся к ним. Поиском этих больных должна заниматься полиция, а не сотрудники министерства здравоохранения.
Нарушение анонимности не приветствуется мировой практикой. Поэтому мы не можем давать фотографии, раскрывать их имена.
С другой стороны, если просветительская работа будет налажена на высоком уровне, люди будут знать пути заражения этим вирусом, которыми являются и половые отношения, они будут осторожными. И может быть таким путем можно будет предотвратить распространение этой болезни.
– А как в мировой практике, есть ли случаи специального заражения?
– В мировой практике так. Заразившийся человек может обратиться в правоохранительные органы, написать жалобу. Он может привлечь виновного к уголовной ответственности.
-Сколько раз подобное происходило у нас?
– В этом Центре я работаю всего год, за это время ничего подобного не происходило.
-Нельзя ли после выявления болезни, поместить человека в стационар и не отпускать его домой? Что предусматривает Уголовный Кодекс за умышленное заражение СПИД-ом?
-До одного года.
– Побоится ли больной СПИД-ом года тюремного заключения. Ведь он знает, что его жизнь висит на волоске.
– У этого вопроса есть и вторая сторона. Если человек сознательно заразил много людей, то и сроки заключения увеличиваются. От трех до пяти, а может и семь лет. Но если наказание будет и свыше семи лет, то больной этого не испугается.
– Если это так, то как можно их отпускать? Где гарантия, что они не будут заражать других?
-Этот вопрос интересует весь мир. Этот вопрос задают и здоровому и больному. Мир пришел к выводу, что их изолировать невозможно. Должна вестись только просветительская работа. Но если произойдет нечто подобное, тогда на помощь приходит закон.
– Кто будет отвечать за то, что все, кто был в половом контакте с этой женщиной заболеют СПИД-ом?
– Конечно, отвечать будет тот человек. Врачи приняли необходимые меры.
– Что будет, если не будут найдены все, кого указала девушка в своем списке?
– Во всяком случае, мы об этом сообщили в правоохранительные органы и министерство здравоохранения. Мы занимаемся этой проблемой. А составом преступления этого занимаются правоохранительные органы.
– Выясняется, что писать заявление, подписывать не очень эффективно. Ожидается ли внесение изменений в эту систему, действующее законодательство?
– На нашем учете находятся 1115 человек. И эта женщина одна из них. Во всяком случае, этот вопрос обсуждался неоднократно. Наверняка, к некоторым людям надо относиться индивидуально.
– Официально 1115 человек. Какой может быть неофициальная цифра?
– По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения, в каждой стране эта цифра может быть умножена на от одного до десяти.
В Азербайджане эта цифра может быть умножена на пять. Для более точного выяснения положения мы в скором времени внедрим разведывательную программу эпидемиологического контроля.
Эта программа охватит людей, занимающихся секс-бизнесом, наркоманией. Мы думаем таким путем выявить зараженных этой болезнью людей. Эта работа начата в апреле и будет продолжена в августе-сентябре.