Армянские «западники» обеспокоены «оборотной стороной» российского оружейного кредита для Армении.
Как передает AZE.az, отношения Москвы и Еревана – по-прежнему в центре внимания ереванского политического "бомонда", пишет echo.az. На сей раз "информационным поводом" к новому витку дискуссии стал предоставленный Еревану Москвой льготный "оружейный кредит" в 200 миллионов долларов.
Тема этого кредита не нова. О нем говорят еще с июля 2015 года. Сегодня, однако, вопрос приобрел некоторую определенность. Во-первых, напомним: несколько недель назад в СМИ, и не только южнокавказских, активно обсуждали "утечку", согласно которой, Россия, возможно, будет вынуждена "придержать" некоторые уже согласованные кредиты для своих союзников.
Тем не менее, несмотря на свою "пикирующую" экономику, именно "оружейный" кредит Армении выделили без "скрипа". Еще в конце минувшей недели огласили и список, писала Газета.ru. "Первым и наиболее значительным пунктом в перечне является реактивная система залпового огня "Смерч", стоимость которой несколько лет назад составляла около 12,5 млн.долл.
У Армении "Смерчей" нет, в то время как у ее основного геополитического оппонента – Азербайджана – на вооружении состоит 12 таких систем, закупленных у Украины".
По ее сведениям, "серьезная часть средств может уйти на также указанную в перечне тяжелую огнеметную систему ТОС-1А "Солнцепек". Она состоит из боевой машины БМ- 1 на базе танка Т-72 и транспортно-заряжающей машины на базе "КамАЗа".
Как продолжает интернет-издание, "из вооружений в перечне также представлены переносные зенитные ракетные комплексы "Игла-С", управляемые ракеты 9М113М, противотанковые гранаты РПГ-26 и снайперские винтовки Драгунова.
Кроме того, в списке еще ряд средств для различных армейских нужд: танковые двигатели, комплекты разминирования, автомобильные краны, сигнальные мины и портативные радиостанции. Заканчивается перечень рядом пунктов автомобильной техники – модели "КамАЗа" и "УАЗа", а также бронеавтомобиль "Тигр"".
Правда, при этом даже самые отпетые ереванские "эксперты" не торопятся громогласно возвещать, что, мол, теперь, с помощью российского кредита, Армения уже "покончила с количественным превосходством Азербайджана". В лучшем случае здесь признают, что да, по некоторым направлениям и некоторым видам вооружений, скорее всего, удастся добиться паритета. Но вот вряд ли "количественный перевес" сместится в сторону Еревана, как это было в начале девяностых.
Диалог между МИД Азербайджана и МИД РФ тоже оставил солидное пространство для предположений. С одной стороны, в Москве подтвердили, что рассматривают Армению как союзника и готовы за счет своих налогоплательщиков "выравнивать баланс сил" в регионе. Но, с другой, заверили, что торговать с Арменией будут "прозрачно", и Азербайджан в любой момент получит всю информацию об этой сделке. Что, по идее, должно было бы означать и "мессадж" Еревану: никаких "подарков" сверх оговоренного списка не ждите.
Достаточно ли этих заверений, чтобы в Баку считали Россию дружественной страной и честным посредником – вопрос открытый, но в Армении забеспокоились. Тот факт, что в Баку не стали молча "глотать пилюлю", а вполне официально заявили протест и еще заставили Москву объясняться, оказался для Еревана полной неожиданностью.
"Лрагир", комментируя диалог между внешнеполитическими ведомствами Азербайджана и России, ошарашенно констатирует: к ужасу Еревана, "Россия даже просит Азербайджан с пониманием относиться, не обижаться, не злиться на то, что Россия продает оружие Армении. Захарова заявила, что это сотрудничество с Арменией – прозрачное, и осуществляется с учетом необходимости равновесия сил.
По сути? Кремль, таким образом, дает гарантии Баку, говоря о равновесии". А затем напоминает: "Россия на протяжении многих лет разворачивала военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном в больших объемах, доводя до 5 миллиардов долларов.
На днях были опубликованы сведения на основании исследований международных экспертов, согласно которым, около 80 процентов вооружения поставляется Азербайджану из России, а 5 процентов экспорта вооружения выпадает на долю Азербайджана.
Показатели Армении далеки о всего этого. Ведь за это время Армения, будучи стратегическим союзником РФ, по сути, не направила ни одной ноты официального протеста Москве, с требованием гарантий, что Баку не будет применять приобретенное оружие против армян.
Было всего 2-3 заявления на уровне Сержа Саргсяна, хотя после этого на том же уровне было множество заявлений о том, что Россия имеет право продавать оружие любому государству. Армения не правомочна требовать обратного".
Экспертам издания, конечно, нелишне напомнить: Азербайджан покупал у России оружие за свои деньги. Армения оружие тоже вроде бы приобретает, но уже на российские деньги, названные "кредитом".
Притом что и в Москве, и в Ереване прекрасно понимают: Армения не сможет не то что погасить этот кредит, но даже его "обслуживать". Так что не Еревану в этом случае требовать гарантий и ставить условия.
Да и политологи выступают весьма осторожно. Так, ереванский сайт Tert.am удрученным тоном сообщает: российский политолог, директор Геополитического центра "Россия-Кавказ Николай Банин заявил, что Россия останется верной союзническим обязательствам, но совершаемые шаги будут степенными, грамотными.
Банин, касаясь периодически муссируемых в армянской прессе вопросов, почему ОДКБ не реагирует в связи с напряженностью на армяно-азербайджанской границе, рассуждал весьма уклончиво: "Существует четкая позиция МГ ОБСЕ, сопредседатели МГ ОБСЕ, которые работают над мирным урегулированием карабахского конфликта". По его словам, "ясно, что процесс идет довольно-таки медленно, но это очень щепетильный вопрос, понятно также и то, что Россия в качестве государства- члена ОДКБ выполнит все обязательства, как и полагается союзническому государству, если это понадобится".
Затем воздал должное ереванской лояльности, признав, что Армения также является преданным союзником России и первым из государств, которое на начальной стадии обострения российско-турецких отношений без задней мысли, без игры осудила поступок Турции.
"Именно Ереван четко высказал свою позицию, когда сбили российский самолет, когда России, как сказал Путин, нанесли удар в спину. Следовательно, я считаю, что и Россия будет верна своим обязательствам, которые взяла на себя в рамках ОДКБ",- отметил Н. Банин.
А затем окончательно "добил" ереванских собеседников, напомнив, что ряд европейских государств в отличие от России рассматривают Нагорный Карабах в качестве оккупированной территории.
"Перевод" был вполне понятен: да, Россия рассматривает Армению как союзника, но не готова ради нее бросаться очертя голову в любую авантюру.
Но самое главное, в Ереване, прежде всего в том же "прозападном" лагере, уже задумываются о том, что у весьма соблазнительного оружейного "подарка" от России есть и оборотная сторона – в геополитическом прочтении.
В особенности после того, как сайт PanARMENIAN процитировал заявление, с которым выступил главнокомандующий Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе, американский генерал Филипп Бридлав. По его словам, Россия использует неразрешенные конфликты, такие как Карабах, в качестве инструмента внешней и региональной политики, чтобы сохранить свое влияние в регионе.
"Россия принуждает, манипулирует, и нападает на своих ближайших соседей, нарушая суверенитет государств, вопреки прежним договоренностям Москвы и в нарушение международных норм. Россия не хочет соблюдать согласованные правила международного порядка … Она хочет переписать их", – добавил он.
Конечно, от такого заявления до прямого "включения" Запада в противостояние между Азербайджаном и Арменией – дистанция огромного размера.
Но в том, что статус "форпоста России" лишает Армению даже призрачных надежд заручиться поддержкой Запада, сомнений уже нет.
И ереванская "Лрагир" пишет об этом прямо: "Москва продолжает делать все, чтобы Армения не стала логистически востребованным звеном. Армения остается для России полигоном для ее военной базы, которую она в последнее время активно укрепляет.
Российские эксперты "радуются": теперь Армения может отразить любую атаку Турции. То есть, Москва готовит Армению для того, чтобы в случае войны с Турцией превратить ее в театр военных действий, а в случае примирения – в предмет очередного раздела.