После передачи Россией Армении систем «Искандер» Ереван стал угрожать Баку.
Как сообщает AZE.az, в конце октября сопредседатели МГ ОБСЕ посетили регион карабахского конфликта с тем, чтобы активизировать переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией. После встречи президентов Азербайджана и Армении в июле в Санкт-Петербурге переговорный процесс, активизировавшийся после апрельской эскалации, заметно замедлился, пишет Vesti.az. В этой связи эксперты стали все чаше говорить о вероятности наступление очередной тупиковой ситуации в урегулировании карабахского конфликта.
Заявление сопредседателей МГ ОБСЕ по итогам переговоров 22-25 октября в Баку, Нагорном Карабахе и Ереване не дает однозначного ответа на вопрос – возобновятся ли переговоры между Азербайджаном и Арменией. В заявлении лишь говорится о планах посредников встретиться с главами МИД конфликтующих сторон, "в том числе на полях заседания Совета министров ОБСЕ в декабре 2016 года в Гамбурге, чтобы обсудить возможную встречу президентов при первой же возможности". Речь, по всей видимости, идет о встречах по отдельности, хотя согласование повестки дня встречи президентов требует непосредственной встречи глав МИД Азербайджана и Армении.
На планируемой встрече с министрами сопредседатели, возможно, предполагают услышать ответы Баку и Еревана на "текущие рабочие предложения по продвижению переговоров по существу в направлении прочного мира". При положительной реакции Баку и Еревана на эти предложения возможна и встреча глав МИД Азербайджане и Армении в Гамбурге, как это допускает американский сопредседатель МГ ОБСЕ Уорлик. Однако, более вероятно, что такая встреча не состоится. Армения, судя по последним заявлениям из Еревана, не настроена на переговоры с Азербайджаном по существу.
Страна вступает в период парламентских выборов и, демонстрируя категоричность в вопросе статуса Нагорного Карабаха, нынешние власти хотят исключить всякие манипуляции оппозиции на тему карабахского урегулирования. Впрочем, встреча в Гамбурге может быть обусловлено и необходимостью согласования текста итогового заявления заседания СМИД ОБСЕ по карабахскому конфликту. Последние годы СМИД ОБСЕ не удавалось согласовать итоговое заявление по карабахскому конфликту, и дело ограничивалось специальным заявлением действующего председателя ОБСЕ.
Заявление сопредседателей МГ ОБСЕ по итогам визита в регион ни как не свидетельствует о стремлении посредников, твердивших об опасности сохранения статус-кво в карабахском конфликте, не допустить застоя на переговорном процессе. Иначе как объяснить их планы встретится с главами МИД конфликтующих сторон более чем через месяц после визита в регион.
Рост напряженности на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении в последние дни, при снижении посреднической активности России, обусловливает необходимость взятия посредниками на себя основной нагрузки по сохранению активности переговорного процесса. Такое поведение посредников указывает на отсутствии у них ожиданий по поводу возможности даже незначительного прогресса на переговорном процессе.
По истечению 6 месяцев после апрельской эскалации визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион позволяет констатировать отсутствие выполнения договоренностей президентов Азербайджана и Армении в Вене и Санкт-Петербурге как в плане расширения состава наблюдательной миссии ОБСЕ в зоне конфликта, так и возобновления переговоров для субстантивных обсуждений. Между тем, после встречи президентов в Вене глава МИД России Сергей Лавров, побывавший в Баку и Ереване для недопущения расширения масштабов апрельской эскалации, заявлял, что "компромисс между Арменией и Азербайджаном возможен, но с учетом сложившейся ситуации его достижение будет поэтапным".
Заявление Лаврова усилили предположения о том, что после апрельской эскалации страны-посредники, в том числе и Россия, нацелены на изменения статус-кво в зоне конфликта. В этой связи некоторые российские эксперты, говоря о неком "плане Лаврова", даже стали прогнозировать освобождение части азербайджанских территорий взамен на промежуточный статус Нагорного Карабаха и открытие коммуникаций для Армении Азербайджаном и Турцией. О том, что на повестке переговоров стоят российские предложения по освобождению пяти азербайджанских районов заявил и президент Турции Эрдоган после встречи с президентом России Путиным в августе в Санкт-Петербурге.
Однако, России, взявшей на себя основную посредническую нагрузку после апрельской эскалации, не удалось продвинуть свои предложения по урегулированию карабахского конфликта. Свою роль в этом, в определенной степени, сыграло и обострение внутриполитической ситуации, и рост антироссийских настроений в Армении. В то же время, имеются определенные сомнения относительно того, что Россия в контактах с руководством Армении действительно стремилась развивать те "ростки надежды", о появлении которых министр Лавров заявлял уже после встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге.
Обращает на себя внимание то, что чем дальше время отделяет конфликтующие стороны от апрельской эскалации, тем жестче становится реакция армянского руководства на заявления посредников по поводу компромиссов. После же передачи Россией Армении ОТРК "Искендер" и оснащения армянских вооруженных сил в зоне конфликта современным наблюдательными системами американского производства руководство Армении вообще стало угрожать Азербайджану. Накануне визита сопредседателей МГ ОБСЕ армянские вооруженные силы приступили к военным учениям в Нагорном Карабахе.
Этими обстоятельствами, очевидно, и было связано заявление в конце сентября госсекретаря США Керри о том, что еще не сложились условия для урегулирования конфликта, поскольку лидеры еще не готовы к компромиссам. Со схожей оценкой, уже в середине октября, выступил и помощник президента России Юрий Ушаков, по словам которого, Москва не считает, что карабахский конфликт может быть урегулирован в ближайшее время.
Оценки состояния дел с урегулированием карабахского конфликта двух стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, особенно США, вызвали резко негативную реакцию президента Алиева, согласно заявлению которого, посредники продолжают оказывать давление на Азербайджан с целью признания независимости Нагорного Карабаха. Хотя после апрельской эскалации ожидалось, что посредники будут продвигать предложения по освобождению части оккупированных азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха, чтобы изменить нынешний статус-кво, содержащего угрозу возобновления войны.
Заявление президента Алиева и посредников указывают на то, что Россия, как и остальные страны-сопредседатели, продвигает пакетный вариант урегулирования, то есть освобождение оккупированных азербайджанских районов взамен на независимый статус Нагорного Карабаха. В интервью гендиректору МИА "Россия сегодня" Дмитрию Киселеву 18 октября президент Алиев заявил, что Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху статус автономной республики и не более.
Однако, Армения, получившая солидную военную помощь от России, настаивает на статусе независимости. При таких противоположных позициях переговорный процесс по карабахскому урегулированию не выберется из тупика, что увеличивает риски возобновления войны.