Резонансное дело «черных трансплантологов», вырезавших у живых людей почки и части печени, нашло продолжение в суде Киева – на скамье подсудимых один из участников преступной группировки.
Как сообщает AZE.az, по данным «КП», дело, которое слушается в Оболонском суде Киева, имеет все шансы стать резонансным. Еще бы, на скамье подсудимых – трое врачей из клиники Шалимова и гражданин Израиля, мало того, офицер разведки Юрий Кацман (выходец из Беларуси), которых обвиняют в незаконном заборе органов у граждан Украины. Кацман руководил преступной группой, которая уговаривала украинцев становиться донорами, обещала деньги, увозила в Азербайджан, где проводились операции.
«КП» посвящает делу «черных трансплантологов» обширный материал.
Дело шло с размахом – фактически речь идет о большой международной сети черной трансплантологии. Но оперативники, участвовавшие в разработке дела, считают Кацмана всего лишь пешкой. Действительные организаторы ушли от наказания.
Об этом “КП” на условиях анонимности рассказал бывший сотрудник департамента по борьбе с торговлей людьми МВД Украины, участвовавший в расследовании этого дела», пишет издание.
Кацмана вместе с хирургом и двумя анестезиологами из клиники Шалимова арестовали год назад. Именно тогда МВД Украины вышло на международный канал торговли органами, действовавший с небывалым размахом.
– Юрий Кацман приехал в Израиль из Беларуси с родителями, – рассказывает наш источник. – В 20-летнем возрасте пошел служить в армию – но не в обычную пехоту, а в военную разведку. Службу окончил в звании капитана…
В Израиле Кацман познакомился с репатриантом из Украины Борисом Вольфманом. Молодой человек (25 лет) искал, как заработать. И понимал, что для трансплантологии Украина – “земля обетованная”. За небольшие по международным меркам деньги многие небогатые украинцы ради семьи, детей готовы продать любой орган. Деньги, которые предлагали за пересадку почки – 10 тысяч долларов, – были в 14-15 раз меньше той суммы, которую в итоге зарабатывали на операции.
Вольфман сошелся со скандально известным хирургом-трансплантологом Заки Шапиро, которого еще в 1996 году лишили в Израиле лицензии за скупку органов у палестинцев. В 1997 году он с торговлей органов засветился и в Турции, еще через год – в Эстонии. Там вместе с турком Юсуфом Сонмезом по прозвищу “доктор Франкенштейн” они проводили незаконные операции по пересадке органов. В Эстонии им выдвинули обвинения в торговле органами, но вскоре отпустили.
Своеобразная “реклама Украины”, проводимая Вольфманом, заинтересовала трансплантологов с сомнительной репутацией, вроде Сонмеза и Шапиро. В итоге в Украину направили именно Кацмана. Сначала просто на разведку…
Рынок органов в Украине Кацман оценил высоко. Правда, от идеи проводить здесь операции отказался – слишком строгие законы и высокий риск.
Как раз в 2006 году попался другой израильский трансплантолог – Михаэль Зис, который пересаживал органы от молдаван, россиян и украинцев израильтянам и американцам в Донецком центре трансплантации. Его арестовали, судили, но все же оправдали. Обошлось, говорят, это дело в большую сумму. Так, выбор места пал на Азербайджан, где законы куда лояльнее.
А поскольку Шапиро уже несколько лет не мог выбраться из Израиля – его за торговлю органами во многих странах объявили в розыск, было принято еще одно решение: привлекать к операциям врачей с незапятнанной репутацией. Как раз таких и нашли в клинике Шалимова. По документам все получилось легально – с врачами Шалимова заключила контракт фирма из Баку, они уехали работать.
– В Украину тем временем на поиски и вербовку доноров отправился Юрий Кацман. Но не один, а с группой боевиков, в которую входил мастер спорта по тайскому боксу Роини Шимшилошвили, – рассказывает наш источник. – Задача боевиков состояла в том, чтобы “уговорить” донора, если он вдруг передумает в последний момент. Нужно было также найти покупателя, то есть реципиента, остро нуждавшегося в пересадке почки. Ему предлагали подходящий орган за 100 – 150 тысяч долларов. Искал реципиентов компьютерный хакер, который взламывал базы данных клиник Израиля и США. Причем этот парень работал против воли – его держали под замком на съемной квартире в Тель-Авиве. В конце концов, ему удалось бежать, и он сразу пошел в полицию. И здесь начинается самое интересное. Израильская полиция в рассказанной им истории разбираться не стала! Именно тогда мы стали подозревать, что черную трансплантологию в Израиле прикрывает кто-то очень высокопоставленный в Тель-Авиве.
В самой обычной клинике Пришти почки доноров из Восточной Европы пересаживали богатым израильтянам, американцам, немцам.
За несколько лет Кацман развил сеть вербовщиков. Бывшие доноры Евгений Слюсарчук и Руслан Яковенко подбирали новых желающих поделиться органами. Причем делали они это за очень небольшие деньги – 500 долларов за донора. Тем, кто успешно перенес операцию, предлагали заниматься “рекламой” среди родственников и знакомых. Получилась настоящая финансовая пирамида.
В итоге на скамью подсудимых попали только те, кого наши милиционеры задержали в Украине: Юрий Кацман, Евгений Слюсарчук и Руслан Яковенко. Не удалось поймать Ройни Шимшилошвили и его боевиков. Борис Вольфман, в руках которого скапливался основной капитал от проведенных пересадок – а по самым скромным подсчетам речь идет о $40 миллионах, – спокойно живет в Израиле. Хоть эти фамилии и фигурируют в деле, которое слушается в Оболонском районном суде Киева, но израильские власти и не думают выдавать их нашим правоохранителям. Израильские врачи, помогавшие наладить пересадку органов за границей, и вовсе остались за кадром. Официально их причастность к данным операциям не доказана. И не факт, что эти люди уже не создают новый канал поставки из Украины доноров.