В Ханкенди признают факт массового бегства армянского населения с оккупированных азербайджанских территорий.
Как сообщает AZE.az, в марионеточных режимах, созданных на чужих оккупированных землях, борьба за власть идет с небывалым ожесточением – намеченные на 19 июля в Карабахе “президентские выборы” подтвердили это еще раз, пишет “Эхо”. На первый взгляд, должность “президента” такого, по выражению одного популярного российского политика, “недогосударства” – дело неблагодарное. Избиратели ждут от него прежде всего международного признания, реанимации экономики, улучшения жизни и хоть какой-то определенности на будущее.
Но реальное решение этих вопросов для любого победившего кандидата – это политическое самоубийство: оно предполагает прежде всего возвращение в “правовое поле”, то есть признание над собой суверенитета законных и легитимных властей. То есть Азербайджана – над Карабахом, Грузии – над Абхазией и Южной Осетией, Молдовы – над Приднестровьем… Шансов остаться у власти в таком случае будет немного. Другой вопрос, что решать проблемы своих подданных этакие “президенты” и не собираются. Такой пост обещает контроль над финансовыми потоками, а это в подобной ситуации едва ли не единственный источник дохода.
Так что за власть “соперничают” с тем же ожесточением, что и в лагерях беженцев в районе Африканских Великих Озер – за гуманитарный рис. Отсюда – и череда странных смертей “президентов” Абхазии, и недавние околовыборные страсти в Цхинвали. Потому как даже на фоне практически не ограниченного использования “административного ресурса” завоевать симпатии избирателей не удается.
По той же схеме развиваются события и в Ханкенди. Где “действующему президенту” Бако Саакяну уже наступает на пятки депутат местного “парламента” Виталий Баласанян. Который без обиняков обещает своим избирателям тот самый доступ к власти в чистом виде: “Я не принимаю понятия “команда”, я не играю в футбол. У нас есть квалифицированные кадры, которые не оценены по достоинству и которые не в состоянии реализовать свой потенцил по причине существующей практики кумовства. Между тем в различных сферах работают люди, которые, естественно, достойны соответствующей оценки. После избрания новый президент имеет 50 дней для формирования правительства, и думаю, этих 50 дней достаточно для определения оптимального состава правительства”, – цитируют его армянские СМИ.
Саакян, впрочем, сдаваться не намерен. Он в рамках своей предвыборной кампании посетил местный “экономический форум” под помпезным названием Bridge Artsakh -2012. По словам Бако Саакяна, форум предоставляет дополнительную возможность на месте ознакомиться с основными направлениями и перспективами развития местной экономики, экономическим полем и инвестиционными возможностями, а также провести плодотворные обсуждения актуальных проблем и выступить с новыми и конструктивными предложениями. Правда, на кого были рассчитаны его же уверения насчет “экономического прогресса” и даже “интеграции в мировую экономику”, так и осталось неясным. Тем более что форум этот проходит на оккупированных азербайджанских землях уже в четвертый раз, но даже толстосумов из диаспоры расколоть на ощутимые инвестиции не удается.
А для простых жителей Карабаха эти невеселые результаты “самоопределения” – вовсе не сравнение статистических данных, а вопросы о собственном будущем и о будущем своих детей, причем чаще всего вопросы без ответа. Не говоря уже о постоянной – и растущей – угрозе новой войны. И в результате предпочитают “самоопределяться”, скажем так, в лично-явочном порядке, просто пакуя чемоданы. А так как из Карабаха реально выбраться можно только в сторону Армении, то большинство удачливых оседает именно там – хотя бы в качестве “первой остановки”.
Так или иначе, в интервью “Первому информационному” Баласаняну пришлось даже не успокаивать своих будущих избирателей, не на шутку обеспокоенных тем, что, столкнувшись с экономическими и политическими последствииями карабахской авантюры, Армения просто сдаст своих “любимых соотечественников”, а вполне прозрачно давать понять ереванским “спонсорам”, что настроения в Ханкенди уже дошли до “красной черты”. “В отношениях между Арменией и “НКР” (здесь и далее кавычки наши. – Ред.) я считаю важным подписание межгосударственного договора о формировании стратегического союза, как первый шаг на пути признания “Республики Арцах” со стороны РА.
В связи с противостоянием должно быть четкое определение сфер полномочий и ответственности РА и “НКР”, где Еревану будет дана роль гаранта безопасности народа “Арцаха”. Безопасность “Арцаха” имеет разные составляющие. Наши “Вооруженные силы” являют единую структуру, и не считаю корректным формулировку “получаемые из Еревана бюджет и военная сила”. Границы “Арцаха” – это границы Армении, и защищая Омар или “Мрав” (Муровдаг. – Ред.), мы защищаем Ереван и Гюмри”. Не услышать сигнала бедствия здесь, честно говоря, трудно. Только вот на подписание чего-либо на бумаге в Ереване пойдут вряд ли. Особенно если речь пойдет о попытках юридически закрепить за собой оккупированные земли за пределами бывшей НКАО – международная реакция в таком случае последует незамедлительно.
Но затем корреспондент “Первого информационного” задал совсем уж неудобный вопрос: “До каких пор средний карабахец должен мечтать иметь дом в центре Еревана, т.е., кажется, тут вечное чемоданное настроение, и в сознании людей закреплено, что все равно уедут?” И Баласанян вынужден был признать: “К сожалению, в последние годы часть арцахской элиты переехала в Ереван, и сегодня также существуют признаки эмиграции.” Поясним: приход к власти в Армении сначала Роберта Кочаряна, а затем Сержа Саркисяна привел к тому, что вслед за ними в Ереван потянулась и их будущая “команда”, также состоящая из “карабахцев”.
У каждого из которых тоже есть желающие устроиться в Ереване, Гюмри, Ванадзоре, которые по сравнению с Карабахом едва ли не рай земной, родственники, знакомые, родственники знакомых и знакомые родственников. Словом, Баласанян вынужден был признать: “К сожалению, Армения “ереваноцентрична”. И для “Арцаха” тоже Ереван является главным образовательным, здравоохранительным, экономическим центром. Каждый год множество студентов едут в столицу РА учиться. Многие остаются там.” Проще говоря, скрывать сам факт массовой миграции из Карабаха по ту сторону линии фронта уже и не пытаются. И, похоже, намеченные на 19 июля “выборы” рискуют пройти в формате этакой “гонки без избирателей”.