В республике слабо налажен процесс уничтожения опасных сельхозпродуктов

В Азербайджане до сих пор не принят законодательный документ о безопасности продуктов питания.

Как сообщает AZE.az, в своей статье echo.az спрашивает, можете ли вы сказать, что у вас лежит на тарелке? И уверены ли вы, что завтра не попадете в лечебные учреждения из-за недобросовестных поставщиков пищевой продукции? Наивно в это верить. Нередко зараженная продукция оказывается на наших столах. В преддверии Нового года на территории Российской Федерации, а именно в Дагестане, был задержан груз с 17 тоннами зараженной хурмы, которую везли из Азербайджана.

В ходе экспертизы сотрудники Россельхознадзора в этих фруктах обнаружили семена сорного карантинного объекта – повилики полевой. По факту задержания составили протокол и назначали штраф, ну а вся зараженная продукция была возвращена в страну-экспортер, то есть к нам на родину.

Естественно, будет глупо, если мы подумаем, что фермер-поставщик уничтожил всю партию. По мнению председателя Союза свободных потребителей Азербайджана Эюба Гусейнова, вся проблема в отсутствии законодательный базы, которая могла бы контролировать изъятие и дальнейшее уничтожение опасных продуктов питания.

"В то время как в других странах уже давно проводят тщательный контроль продуктов питания, в Азербайджане все еще отсутствует механизм по отзыву опасных продуктов, не проводится независимая экспертиза, до сих пор не принят законодательный документ о безопасности продуктов питании. А ведь всем известно, что там, где нет закона, всегда совершаются преступления", – говорит Эюб Гусейнов.

Эксперт утверждает, что практика уничтожения зараженных продуктов в стране находится в плачевном состоянии. Опасные товары легко можно найти на полках магазинов, и это не очень сильно волнует контролирующие учреждения. "Дело не только во фруктах. В целом, на азербайджанском рынке представлено немало опасной продукции. Например, во многих странах запрещают ввоз орехов из Азербайджана, потому что в них содержится вещество, опасное для здоровья.

А тем временем на внутреннем рынке эти же орехи легко можно найти в продаже. Это говорит о том, что контролирующие органы бездействуют.

На протяжении 20 лет я занимаюсь защитой прав потребителей, так вот, за это время я всего лишь два раза был свидетелем уничтожения продуктов питания. И это в то время, когда каждый день в СМИ сообщается, что в одном из магазинов продают просроченные товары, а на том или ином рынке реализуют опасные продукты питания.

Дальше новостных сообщений "дело" фактически никуда не движется, дальнейшая судьба этих товаров остается скрытой от общественности. Хоть и обещают продавцы уничтожить их, но, как правило, они продолжают лежать на полках магазинов и ждать своего потребителя.

Я считаю, что одной рассылки поставщикам актов по уничтожению товаров со стороны сотрудников санэпидемстанции и Министерство экономического развития мало. В этом вопросе все должно быть прозрачно, уничтожать зараженные продукты нужно публично, они должны проследить за тем, чтобы дело довели до конца.

Со своей стороны, мне остается только пожелать населению, чтобы они были крайне осторожны в выборе товаров, внимательно изучали вид, состав и срок годности продукции", – заключил Эюб Гусейнов.

По мнению председателя Центра исследований устойчивого развития Наримана Агаева, проблема зараженных продуктов существует не только в нашей стране, но и в других. "Если не ошибаюсь, в конце прошлого года наши фермеры жаловались, что около 40 тысяч тонн хурмы было не реализовано. Чтобы товар в будущем находил своего покупателя, фермерам необходимо уже сегодня заняться глубокой переработкой этого фрукта. То, что в хурме нашли какие-то химические вещества, в это вполне можно поверить. В Азербайджане "гуляет" много болезней…

Кстати, я сам на днях покупал нашу местную хурму, на вид и вкус хорошая, ничто не вызвало у меня подозрений, но не исключаю, что под микроскопом можно было увидеть другую картину. Справедливости ради нужно отметить, что зараженные продукты существуют не только в Азербайджане, но и во многих других странах, например, на Украине.

Нельзя сказать, что хурма, представленная на нашем рынке, абсолютно вся заражена, нет, скорее всего, это у какого-то конкретного фермера зараженная партия товара. Потому что до сих пор в очень больших количествах из Азербайджана экспортируется хурма в соседние страны, и если бы с ней было бы что-то не так, то ее вернули бы стране- экспортеру.

Вообще, 17 тонн хурмы – это одна фура, то есть в общем объеме это мизерная цифра. Но это не значит, что нужно на это закрывать глаза. Россия защищает свой народ, пора бы и нам позаботиться о наших гражданах", – говорит Нариман Агаев.

Эксперт также считает, что эту проблему можно легко устранить, если чиновники перестанут бездействовать. "Недавно на одном из каналов я услышал выступление местного чиновника, который, комментируя проблему грызунов в нашей стране, сказал, что люди не обращаются с заявлениями в учреждения, а это значит, что и беспокоиться не о чем.

Я считаю, что не стоит ждать, пока кто-то придет к вам и постучит в дверь. Надо своевременно принимать соответствующие меры, которые будут опережать возникновение негативных последствий. Так и в вопросе изъятия и уничтожения опасных продуктов питания, карантинные службы и Министерство сельского хозяйства Азербайджанской Республики должны вовремя устранить пробелы в этой области.

Кроме того, о здоровье потребителей должны быть заинтересованы также санитарные службы при Министерстве здравоохранения.

Не стоит ждать, пока фермер позвонит и сам даст заявку, что у него имеется опасная продукция. Глупо на это надеяться, ведь каждый фермер заинтересован, прежде всего, в том, чтобы как можно быстрее продать свой товар.

Контролирующие учреждения должны предварительно проводить экспертизу товара и только потом давать добро на реализацию на нашем рынке. Но, к сожалению, стоит признать, что эти учреждения всегда плохо справляются со своими должностными обязанностями.

Они ссылаются на то, что народ должен сам позаботиться о своем здоровье. Эта как в русской поговорке: спасение утопающих – дело рук самих утопающих", – комментирует Нариман Агаев.