Российское правительство готово полностью поддержать амбиции "Лукойла", который хочет стать первой крупной иностранной энергетической компанией, разрабатывающей большое иракское нефтяное месторождение после вторжения США в Ирак в 2003 году
Вагит Алекперов, глава “Лукойла”, заявил в интервью во вторник: “Нас поддерживает российское правительство, нас поддерживает МИД, нас поддерживает президент. Они поддерживают идею о том, чтобы запустить эти иракские месторождения (в эксплуатацию) как можно скорее. Во всех этих сферах мы получили поддержку российского правительства”.
Он добавил, что “Лукойл” сможет вести разработки на месторождении Западная Курна в два-три раза быстрее, чем любая другая компания. “Мы действительно готовы работать быстро, – заявил он. – Ситуация в Южном Ираке довольно стабильна, и у нас не будет проблем с началом работ сразу же после принятия закона об углеводородах и получения необходимых разрешений”. Иракский парламент намерен принять этот закон к концу следующего месяца.
Западная Курна, по оценкам, содержит 11-15 млрд баррелей промышленных запасов нефти и имеет потенциал добычи до 1 млн баррелей в сутки, что делает месторождение одним из крупнейших в мире.
Иностранные энергетические компании, такие как ExxonMobil, Royal Dutch Shell и BP, прежде чем приступить к разработкам месторождений, ждут улучшения ситуации в сфере безопасности в Ираке. По мнению аналитиков, ситуация в регионе, расположенном недалеко от южного порта Басра, где доминируют шииты и где находится Западная Курна, слишком непредсказуемая.
Однако по меньшей мере одной американской компании выгодно, чтобы иракское министерство нефти отдало право на разработку Западной Курны “Лукойлу”. В 2004 году ConocoPhillips, третья крупнейшая в США энергетическая компания, сформировала с “Лукойлом” стратегическое партнерство, в котором американская компания постепенно расширила свою долю до скромных 20%. Во время объявления о партнерстве компании заявили, что разработка Западной Курны является одним из мотивов сделки.
“Лукойл” зондировал почву в отношении Западной Курны более десяти лет. Несмотря на санкции ООН, в 1997 году компания заключила договор по разработке месторождения с Саддамом Хусейном, свергнутым президентом Ирака. Но в 2002 году, незадолго до американского вторжения, Багдад аннулировал договор, возмутившись попытками “Лукойла” получить гарантии от оппозиции о том, что она сохранит контракт в случае падения режима Хусейна.
За последние два года “Лукойл” потратил 20 млн долларов на обучение 1000-2000 иракских специалистов на российских нефтяных месторождениях, учебу 100 человек в российских университетах и поставку оборудования для иракской нефтяной промышленности.
Получение доступа к Западной Курне особенно важно для “Лукойла”, потому что российское правительство консолидирует власть над российскими нефтяными и газовыми месторождениями, передавая крупнейшие из них государственным компаниям, “Газпрому” и “Роснефти”.
“Мы полагаем, что наша база – в России, – заявил Алекперов, но добавил: – В то же время мы будем предпринимать новые усилия вне Российской Федерации”.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, отметил: “Защита интересов российских компаний за рубежом в целом – это важная задача правительства… а также важный приоритет для президента. Что касается “Лукойла”, это крупная компания, которая расширяет свой охват во многих странах мира… Россия поддерживает намерения компании расширять свое присутствие в Ираке”.