ВБ: мрачный прогноз для Азербайджана

Всемирный банк опубликовал рамочный документ  по партнерству  (CPF) с Азербайджаном на 2016-2020 годы. Хотя документ был утвержден Советом директоров 21 июля этого года, но азербайджанская сторона долго запрещала его открытую публикацию.

Всемирный банк опубликовал рамочный документ  по партнерству  (CPF) с Азербайджаном на 2016-2020 годы. Хотя документ был утвержден Советом директоров 21 июля этого года, но азербайджанская сторона долго запрещала его открытую публикацию.

Как передает AZE.az, причины такого запрета не раскрывались, но чувствовалось, что в нем явно содержатся какие-то факты, которые не очень устраивали официальный Баку, пишет haqqin.az. Но вот эмбарго снято, и мы можем сами убедиться в содержании документа.

Сразу же отметим, что прогнозы ВБ действительно довольно мрачные и ничего хорошего Азербайджану не сулят. Отчет занимает 118 страниц, но утешительного для нашей страны в нем мало. Правда, прогнозируется слабый рост реального ВВП, который составит  в 2015 году  – 1,5%,  в 2016 году  – 2,6%, 2017 – 2,7%. Но номинальный ВВП снизится с  58,9 млрд. манатов в 2014 году до  52,6 млрд. манатов в этом году, а в следующем году возрастет до 56,5  млрд. манатов.

И лишь в 2017 году этот показатель превысит прошлогодний уровень и составит 60,4 млрд. манатов. Прогнозируется и  снижение нефтяного ВВП страны соответственно на 1,5%,  1,0% и 1,0%. А ненефтяной ВВП после продолжительного ежегодного роста в пределах 9%  в этом году снизится до 3,6%,  а далее на 3,8% и 3,9%.

Такие обобщенные показатели читатель обычно не воспринимает близко к собственному телу. Таким поспешим сообщить, что ВВП на душу населения, который в 2014 году уже снизился на 60 долларов и составил 7938 долларов, упадет в этом году  до 5447 долларов. Прошлогоднего уровня средний гражданин Азербайджана достигнет еще не скоро.

Другой болезненный для населения показатель – инфляция. В этом году ВБ прогнозирует двузначную инфляцию, об ужасах которой в Азербайджане многие уже успели позабыть. Десятипроцентная инфляция в этом году упадет до привычного однозначного уровня в 4,6%, а в 2017 году – до 3,5%.

Думается, такие сногшибательные прогнозы позволят уже легче воспринять и последующие ожидания ВБ. А полагает Всемирный банк нечто для нас совсем неожиданное – впервые за последние годы общее сальдо госбюджета будет отрицательным.

И все это несмотря на миллиардные трансферты из Нефтяного фонда. Но по самому Нефтефонду прогнозы ВБ тоже не радуют. Активы фонда, которые в прошлом году составили 37,104 млрд. долларов, снизятся в этом году до  34,813 млрд. долларов. Такая тенденция продолжится и в последующие два года – 33,595 млрд. в 2016 году и 33,172 млрд. долларов – в 2017 году. Нельзя назвать утешительным и прогноз по общему долгу госсектора.

Подобные прогнозы несколько ранее высказало и  международное рейтинговое агентство Standard &Poor`s. Агентство сохранило долгосрочный и краткосрочный рейтинги Азербайджана на уровне «ВВВ-/А-3», а прогноз по рейтингу сохранен на прежнем уровне – «отрицательный».

S&P не верит в способность правительства удержать внешний долг на уровне до 10% ВВП. По его прогнозам, в текущем году внешний долг, гарантированный государством, взлетит с 6,9% до 10,4% ВВП, рост этого показателя, но уже с более низким темпом, продолжится  в среднесрочной перспективе и составит в 2018 году 11% ВВП. А активы Нефтяного фонда постепенно возобновят, как цены на нефть начнут восстанавливаться.

Как видно, прогнозы двух именитых международных организаций по экономике Азербайджана в целом совпадают. Такого же мнения в основном придерживаются и независимые эксперты в самом Азербайджане.

Но правительство страны настроено более оптимистично, хотя в целом и оно предсказывает ухудшение ряда основных макроэкономических показателей. И свой оптимизм оно обосновывает наличием больших активов Нефтяного фонда. Но, как показывает опыт соседней России, эти ресурсы быстро тают без проведения основательных реформ в экономике страны.

А мрачные прогнозы  ВБ и S&P, думается, серьезный сигнал, предупреждающий о необходимости принятия соответствующих мер.