Ведущий телеканала «Моя планета»: В горах Азербайджана я заснял самое красивое звездное небо. ФОТО

«Поразил Баку. Совершенно не ожидал увидеть такой красоты. Очень современный гибрид такого восточного Старого города и абсолютно европейского светского и технологичного мегаполиса», – заявил российский телеведущий.

Как передает AZE.az, ведущий телеканала «Моя планета», автор программы о путешествиях "За кадром", фотограф Марк Подрабинек ответил на вопросы корреспондента "Москва-Баку". Телеведущий рассказал как карабкается по горам, проезжает сотни километров на автомобиле, мотоцикле или идет пешком, переплывает, перелетает, и всё ради того, чтобы показать – где лучше всего снимать северное сияние или самое красивое звездное небо. А недавно несколько животрепещущих снимков он сделал в Азербайджане. 

– Марк, почему решили снимать звездное небо именно в горах Азербайджана? 

– Бывает по-разному: иногда я придумываю, что именно хочу снять, и тогда продюсерская служба это организовывает. А иногда – наоборот. В случае с Азербайджаном дело было так. Мой продюсер договорилась о съемках программы, а я начал думать, чем ее наполнить. Поскольку концепция «За кадром» такова, что мне нужно проделать некий «квест», прежде чем сделать главный кадр, я решил, что финальной точкой программы будет звездное небо. Там есть горы, а снимать звезды лучше с высоты. Кроме того, я давно хотел сделать программу о ночной съемке. Так что, можно сказать, звезды сошлись.

– Можете сказать, что особенно удивило или запомнилось во время поездки в Азербайджан?  

– Поразил Баку. Совершенно не ожидал увидеть такой красоты. Очень современный гибрид такого восточного Старого города и абсолютно европейского светского и технологичного мегаполиса. Еще запомнился Хыналыг (самое древнее поселение Азербайджана, его возраст более 5 тысяч лет- прим.ред.) Как раз, наоборот, благодаря отсутствию налета современной цивилизации. Не так уж много таких мест, тем более, в относительной близости. Затерянное в горах село, с жителями, говорящими на собственном языке. Каменные дома, вековые традиции… Хотя, конечно, зимой хыналыжцам тяжеловато.

– Я знаю, что перед тем, как отправится снимать в Азербайджан, вам пришлось немного модифицировать свою камеру. Вообще для различных съемок как часто приходится «менять винтики» в технике? И что делаете, если «на берегу» не подготовились, а Вы уже в джунглях и тут понимаете, что нужно технически что-то прокачать?

– C Азербайджаном был уникальный случай. Больше для съемок я никогда ничего не переделывал.  Обычно подготовка на "берегу" заключается в выборе техники, в зависимости от того, что нужно снимать. В основном, речь идет об объективах. В джунглях «прокачать» что-то, в общем, невозможно.

– Сколько времени снимается выпуск программы «За Кадром»? 

– По-разному. В среднем, неделю. Хотя бывает и дольше. Что касается подготовки, это зависит от сложности организации. Иногда о съемках приходится договариваться очень долго. Например, «День мертвых в Мексике» готовился три года. С Ираном долго договаривались.

А иногда – относительно быстро: месяц, другой – и, вуаля, мы в Азербайджане. Сюжеты выбираются и придумываются мной. Либо я уже давно хочу снять что-то конкретное, либо ищу себе цели.

– Вы считаете, что Вам сопутствует журналистская удача? Как часто стратегия программы меняется благодаря непредвиденным обстоятельствам… Мешает это или, наоборот, помогает?

– Я, честно говоря, не знаю, чем журналистская удача отличается от просто удачи. Но если в целом, то я считаю, что главное в фотографии – это именно удача. Оказаться в нужном месте в нужное время. Остальное – дело техники. И в этом смысле, да, полагаю, я достаточно удачлив.

Конечно, иногда, какие-то запланированные эпизоды могут срываться и отменяться. В таких случаях приходится придумывать что-то новое на ходу. Иногда получается, иногда – не очень. Но телевидение – штука динамичная. Моя задача – рассказать зрителю историю. И инструментами служат не только сами съемки, но и закадровый текст, и озвучка, и монтаж. Пользуясь всем этим, можно исправить недочеты или провалы, полученные на стадии съемок.

– Помимо телевизионных проектов у вас есть фотошкола, со «студентами» которой вы совершаете фото-туры. Чему учите «молодежь» в таких поездках?

– Да, есть фотошкола «Отдел кадров». Там у меня два направления: всевозможные курсы, как правило, онлайновые. И фототуры. Задача последних – не учить чему-то, а взять человека за рукав и привести его на ту точку, где я когда-то уже был, чтобы он сделал хорошие кадры. Большинство туров проходит по местам боевой славы съемок программы «За кадром», так что я здесь выступаю кем-то вроде проводника. Я не выстраиваю наших путешественников в ряд и не даю им указаний. Поскольку уровень у всех разный, есть и те, кто обращается с камерой вполне профессионально, другие – только что купили первую зеркалку (профессиональный фотоаппарат-прим.ред.). Но если у кого-то возникают какие-то вопросы, то, конечно, я все объясняю и делюсь всем, что знаю сам. Собственно, я все время говорю: «Ребят, мучайте меня вопросами. Так у вас получится научиться чему-то гораздо быстрее и основательнее». Так и происходит. Ну, как пример, могу сказать, что большинство из тех, кто до поездки с нами снимал в автоматических, «программных» режимах, за несколько дней с нами переходят на режим мануальный, что дарит гораздо больше свободы и гибкости в съемке и на порядок более сильное удовольствие от непосредственно процесса.

– В одну из крайних поездок Вы с собой брали дочку, и она стала полноправным участником экспедиции, сделав несколько удачных кадров. После этого вы сделали заявление, что приглашаете в поездки и родителей с детьми. То есть, собственно, наличие детей в группе никак не отражается на рабочей атмосфере, трудностей не создает?

– В случае с дочкой, это была моя ответственность. Я, во-первых, ее знаю, во-вторых – могу контролировать. Тем более, в упомянутой вами поездке в Африку с нами была и моя жена. В итоге, все получилось отлично, Соня держалась молодцом и не отставала от других в поисках кадров. Что касается, других детей… Мы решили сделать пробный «семейный» тур на новогодние праздники на Шри-Ланку именно из-за просьб организовать нечто подобное. Он должен быть куда более спокойным по сравнению с нашими обычными программами. Потому что в обычных – детям все-таки тяжело. Много перемещений, физические нагрузки и так далее. Так что в остальные поездки мы детей не берем.

– Вы мечтали объездить Латинскую Америку. Объездили почти всю её. Теперь о чем мечтаете? 

– Знаете, в мире гораздо больше мест, где я не был, чем тех, где был. Так что планов – громадье. И Южная Америка, и Африка. В Юго-восточной Азии остались нехоженые тропы. В Индии до сих пор не был и очень туда хочу.  Собираемся в следующем году в Тибет. Я уже точно знаю, что в феврале мы поедем в Норвегию, на самую северную точку Европы. Там хаски, олени и северное сияние. Потом – на Байкал, снимать ольхонских шаманов. Потом – в Таиланд, на фестиваль магической татуировки сак-янт. Еще будут каналы Ирландии, затерянный священный город в горах Колумбии, яхтенное путешествие по островам Средиземного моря, и многое другое…