Визит Туска в Баку – попытка спасти инициативы ЕС на Южном Кавказе?

Брюсселю придется поддержать Москву, потому что Евросоюз не имеет реальных рычагов влияния на наш регион, считает отечественный политолог.

Как передает AZE.az, об отношениях Азербайджан – ЕС – Россия на фоне меняющейся геополитической ситуации в мире и в регионе рассказал в интервью Sputnik политолог Октай Садыхзаде.

– С чем, по-Вашему, был связан визит главы Евросоюза Дональда Туска в Азербайджан? Видите ли Вы связь данного визита с ожесточившейся критикой в адрес Брюсселя из Баку? Известно, что первоначально Туск в рамках Южно-кавказского турне намеревался посетить только Тбилиси и Ереван…

– На фоне двух знаковых событий, которые произошли совсем недавно, Евросоюз осознает, что инициатива уходит из рук. Первое – это саммит ШОС и БРИКС в Уфе – Азербайджан фактически подал заявку на ассоциативное членство в ШОС, второе – заключение большого соглашения по иранской ядерной программе в Вене, а также последовавшие за ним изменения мирового масштаба, которые имеют непосредственное участие и к Азербайджану, и к нагорно-карабахскому урегулированию.

Роль первой скрипки в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта закрепляет за собой Российская Федерация. Тому подтверждение – два визита министра иностранных дел Азербайджана в Москву за последний месяц и высказывание Лаврова о том, что предвидятся подвижки в процессе политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Я не хотел бы быть излишним оптимистом в этом вопросе, однако следует подчеркнуть, что Брюссель понимает необходимость выступить с какими-то инициативами и предложениями, поддержать Минский формат. При этом Брюсселю придется поддержать Москву, потому что Евросоюз не имеет реальных рычагов влияния на наш регион, в частности, ни на Армению, ни на Азербайджан. Они это прекрасно понимают.

После того, как ни один из лидеров Евросоюза не явился ни на открытие, ни на закрытие первых Европейских игр в Баку, после справедливой критики президента Ильхама Алиева в адрес Евросоюза и в частности Германии, в Евросоюзе понимают, что необходимы новые идеи. Либо просто дежурное участие с принятием того факта, что именно Россия первая скрипка в регионе, либо что-то новое. Евросоюз сейчас находится перед этой дилеммой.

Тот факт, что Азербайджан подал заявку на участие в ШОС – новый геополитический вектор в азербайджанской внешнеполитической доктрине. Если процессы будут протекать в том же русле, в Евросоюзе прекрасно понимают, что Россия возьмет полный патронаж над нагорно-карабахским урегулированием. Это то, что беспокоит Брюссель. В то же время они сами заявляют, что без России невозможно решение ни одной крупной международной проблемы. Полностью уступить инициативу Москве тоже не хотят.

Визит Туска в регион я связываю именно с этими тревогами, с тем стереотипным мышлением в отношении Южного Кавказа и в частности Азербайджана, которое себя не оправдывает, и требует, тем не менее, нового пакета инструментария, которым, к сожалению, Евросоюз на сегодняшний день не располагает.

– Как в дальнейшем будут развиваться отношения между Баку и Брюсселем, Баку и Москвой?

– Официальный Баку разъяснил: для того, чтобы вернуться к позиции взаимной выгоды и взаимовложений, необходимо оставить в стороне давление на Баку в вопросах, касающихся внутренней политики Азербайджана. Возможно, у Брюсселя ревнивое отношение, после того, как мы ни в Вильнюсе, ни в Риге не подписали с ними ассоциативный договор и соглашение о свободной торговле, воспользовавшись правом суверенного, независимого государства. Мы ограничились соглашением об упрощенном визовом режиме, в отличие от Молдовы, Украины и Грузии. Какие события сейчас происходят в этих странах, все мы прекрасно знаем.

Баку также не желает портить отношения с Москвой, прекрасно понимая, что именно в руках Москвы находится ключ от политического мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Поэтому ведет себя достаточно корректно и осторожно в адрес Кремля. Ничего удивительного я в этом не вижу.

Уверен, что полноценное вступление в ШОС на сегодняшний день полностью отвечает нашим национальным и государственным интересам.

Мы с 2009 года вступили в союз неприсоединившихся стран. Но в этом союзе нет государств-лидеров, которые могли бы взять на себя инициативу позитивно повлиять на процесс нагорно-карабахского урегулирования, постараться помочь в каком-то важном, ведущем для Азербайджана вопросе. В этой организации нет таких стран.

Мое субъективное мнение – наступил момент для пересмотра базовых внешнеполитических ценностей. Особенно на фоне событий вокруг Украины и санкций в отношении России, РФ также желает более реально, эффективно и практично сыграть на карабахской площадке.

Если первое событие, о котором я упомянул выше – саммит ШОС и БРИКС в Уфе – в пользу России, то второе событие – большое соглашение с Ираном – в пользу США. Мы определенно будем иметь убытки от последнего.

Россия, как крупнейший экспортер энергоресурсов,  также прекрасно понимает, что на фоне снижения цен на нефть необходимо будет дальнейшее наращивание кооперации не только на постсоветском пространстве, но и по всему периметру евразийского пространства, чтобы компенсировать убытки, которые для России уже на сегодняшний день составляют приблизительно 175 миллиардов долларов.

На фоне этих двух событий необходимы новые кооперационные шаги по дальнейшей интеграции Азербайджана в евразийское пространство, что, я абсолютно уверен, полностью отвечало бы нашим базовым национальным интересам.

Уверен, что азербайджанские власти смогли довести эту мысль до сведения господина Туска. А как будут развиваться отношения между Брюсселем и Баку в дальнейшем, будет зависеть от того, насколько Евросоюз сможет объективно подойти к Азербайджану и рассматривать свое отношение к нему в формате взаимной выгоды и учета интересов обеих сторон.