В Азербайджане считали и считают, что необходимо дружно надавить на Ереван, чтобы добиться освобождения нескольких районов без определения статуса Нагорного Карабаха, – пишет политолог Алексей Власов.
На завершившемся в Нью-Йорке саммите ООН в рамках общеполитической дискуссии с участием глав государств и правительств, а также министров иностранных дел решению проблемы нагорно-карабахского урегулирования было уделено довольно много внимания. Кроме того, прилетевшие в США министры иностранных дел Азербайджана и Армении поднимали актуальные вопросы урегулирования на встрече с сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Об этом, как сообщает AZE.az, в своей статье в “Вестнике Кавказа” пишет политолог Алексей Власов. Карабахская проблематика, вероятно, будет обсуждаться и на декабрьском саммите ОБСЕ в Астане, однако этот вопрос, скорее всего, не станет там темой номер один, – пишет политолог.
Сегодня очевидно, что посредники в переговорном процессе по урегулированию предпочитают оставить конфликт в «полузамороженном» состоянии и планомерно, примерно раз в месяц, проводить встречи на высшем уровне. Ожидать, что в ближайшее время в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта произойдут какие-либо значительные изменения, не приходится. Сейчас можно подписывать документы, декларации, способствовать проведению встреч политиков на разных уровнях, но важнее, чтобы люди относились друг к другу невраждебно, чтобы беженец из Нагорного Карабаха и тот, кто сейчас живет в Карабахе, хотя бы смогли улыбнуться друг другу.
Стоит признать, что причина нерешенности нагорно-карабахского конфликта состоит не только в разногласиях между Арменией и Азербайджаном. Есть также внутренние разногласия между посредниками мирного переговорного процесса. Мы видели, как продавливался вопрос подписания армяно-турецких соглашений. До конца достичь потепления не удалось, но процесс все-таки был начат. Хотя с точки зрения Баку, начинать нужно было с освобождения районов вокруг Нагорного Карабаха. В Азербайджане считали и считают, что необходимо дружно надавить на Ереван, чтобы добиться освобождения нескольких районов без определения статуса Нагорного Карабаха. Однако в ближайшее время на Ереван вряд ли может быть оказано солидарное давление с тем, чтобы армянская сторона вывела с оккупированных азербайджанских территорий свои войска.
Азербайджан также не пойдет на подписание документа о неприменении силы в Нагорном Карабахе. В регионе ожидается визит оценочной миссии ОБСЕ, которая, как надеются в Баку, даст оценку «состоянию оккупированных территорий, соберет и расследует факты нарушения Арменией норм международного права», но эффективность подобного шага вызывает большие сомнения. Это все-таки повод для длительных разбирательств в международных судах. Вспомнить хотя бы визит оценочной группы в Абхазию – попытки таким образом разрешить ситуацию ни к чему не привели.
Сейчас на Кавказе говорят, что ключи от урегулирования находятся в Москве, российские же эксперты считают, что в Баку и Ереване. В настоящее время инструмент Москвы, вся ее политика опираются на рамки субъективизма, а именно, на отношения между элитами. Пока Путину и Медведеву удается поддерживать добрые отношения и с Ильхамом Алиевым, и с Сержем Саргсяном. России, которая остается главным модератором в регионе, приходится лавировать и проводить политику диверсификации рисков. Москва сейчас предлагает каждой из сторон – Азербайджану и Армении – свой вариант сотрудничества, пытаясь опираться и на Баку, и на Ереван.
Нагорный Карабах не укладывается в рамки этой диверсификации. Однако Россия пытается найти новый баланс – в идеале Армения и Азербайджан хорошо бы вписались в точки опоры Москвы, поэтому сегодня и наблюдается стимулирование российской стороной различных форм дипломатии. Результаты этого могут появиться через пять-шесть лет, – отмечает Власов.