Военная программа Азербайджана: взгляд изнутри

Сегодня международное экспертное сообщество, фактически, едино во мнении, что процесс карабахского урегулирования, в рамках посреднической миссии Минской группы ОБСЕ, не приносит прорывных результатов. Армянская сторона явно не готова к компромиссным решениям, но свою позицию прикрывает весьма своеобразным пропагандистским обеспечением.

Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX – NET-ФАКС:

– Информация о закупках Азербайджаном современных видов военной техники и вооружения постоянно появляются в СМИ, что, естественно, не остается незамеченным его географическими соседями. Я не беру даже армянскую сторону, у которой переоснащение азербайджанских Вооруженных Сил вызывает, мягко говоря, очень серьезную озабоченность. Но всем памятна и острая, хотя не совсем адекватная реакция Ирана на информацию о беспрецедентном приобретении у Израиля вооружений на сумму в 1,6 миллиарда долларов. Нет сомнения, что осуществляя качественную модернизацию армии, официальный Баку понимает и связанные с ней внешнеполитические риски. Однако азербайджанское руководство готово наращивать усилия по созданию армии нового поколения. Насколько программа поставок современных видов вооружения и техники стратегически обусловлена главной задачей, поставленной перед армией – восстановлением территориальной целостности, если все возможности мирного урегулирования карабахского конфликта будут полностью исчерпаны?

Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:

– Я считаю, что программное оснащение армии – сама по себе стратегическая цель, которую надо рассматривать в контексте всех политических вызовов, предлагаемых нынешней международной ситуацией. Безусловно, приоритетной задачей ВС остается обеспечение территориальной целостности страны, к немедленному восстановлению которой призывают иногда слишком горячие головы.

Давайте мысленно вернемся к событиям 18-летней давности, когда в Бишкеке заключалось соглашение о прекращении огня. Тогда СМИ писали, что Азербайджан жаждет передышки, чтобы восстановить силы. Но это очень упрощенный, если не сказать наивный взгляд. Я думаю, что уже тогда общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев задумал построить такие вооруженные силы, которые на несколько порядков превосходили бы армянскую армию и были бы способны решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно и в предельно сжатые сроки. То есть, задолго до проявления внешних игроков в силовом сценарии карабахского урегулирования. И тогда военный потенциал Азербайджана становился бы едва ли не решающим фактором переговорного процесса. Именно эту политическую линию последовательно продолжает нынешнее азербайджанское руководство, оснащая армию новыми противоракетными системами, ударными средствами поражения и другим современным вооружением и техникой.

А. Синицын: – Насколько военные поставки в азербайджанскую армию непосредственно коррелированны, связаны с задачами восстановления территориальной ценности страны?

А. Васяк: – Это – обязательное условие оснащения вооруженных сил. Чтобы не быть голословным, предлагаю коротко обсудить основные проблемы .

Первое – Азербайджану необходимо прикрыть прифронтовые районы, население, инфраструктуру, боевые порядки ВС от ракетных ударов и атак реактивных систем залпового огня. Армянские военные планы, в первую очередь, подразумевают ракетное нападение на азербайджанские города, т.е. войну на устрашение. Поэтому у израильских, российских и других партнеров Азербайджан приобретает современные зенитные и противоракетные системы, которые способны перехватывать тактические и оперативно-тактические ракеты противника на любой траектории, даже непосредственно после пусков.

Второе – азербайджанские войска должны быть готовы нанести не только ответный, но и упреждающий удар по объектам и целям противника, его военной инфраструктуре, огневым и стартовым позициям, ПВО и органам управления. Для этого армия оснащается авиацией, высокоточным оружием и мощными ударными средствами поражения.

Третье – военные теоретики считают, что в современных войнах почти 70% задействованных сил будут решать задачи разведки, радиоэлектронной борьбы, связи, АСУ и др., для чего необходимы дорогостоящие технические средства. Азербайджан идет на закупку этих систем, потому что они способны воздействовать на всю глубину операционного направления, позволяют осуществлять разведывательно-информационное обеспечение операции, использовать нелетальные и летальные (поражающие) средства, воздействовать в любое время суток на цели и объекты, боевую технику и оружие противника, а также обеспечивать всеобъемлющую защиту своей инфраструктуры и ВС.

А. Синицын: – Эксперты всего мира приходят к мнению, что будущие конфликты – это войны высокоточных средств поражения и спецназов. Но спецназовец в обывательском сознании – здоровенный парень, умеющий метко стрелять, ловко метать нож и одним ударом разбивать кирпичи. Однако появилась информация, что в Азербайджане приступили к созданию экипировки «Солдата будущего». Надо полагать, что азербайджанский генералитет понимает все возрастающую роль сил специального назначения в возможных военных конфликтах?

А. Васяк: – Безусловно, только значение физической, психологической, тактической подготовки никто не отменял. И потом, весьма дорогостоящая программа «Солдат будущего», которую могут позволить себе лишь немногие страны, это – не только разработка экипировки, включающей в себя надежную защиту и современные средства управления, приборы оптического и термального видения, средства фото- и видеонаблюдения и пр. Я считаю, что главная цель подобного проекта – превратить то, чем пользуется спецназовец в боевых условиях, в единую интегрированную систему. Наш солдат будущего сможет передвигаться и получать информацию о противнике, используя различные технологии малозаметности и обратной связи от своего командования, вплоть до беспилотников и при этом обладать колоссальной боевой мощью. Он станет важнейшим элементом киберпространства боя, которое, как нервная система, свяжет воедино сложнейший военный механизм от бойца до высшего командования, от снайпера до боевой авиации.

С одной стороны – медийное пространство заполняется торжествующими реляциями армянских источников о растущей мощи их армии, а с другой – наблюдается паническая реакция на комплексную модернизацию Вооруженных Сил Азербайджана и, прежде всего, на закупки и производство современных видов техники и вооружения. Все это дает нам повод обсудить сегодня программу качественного переоснащения азербайджанских ВС, чтобы прояснить ее стратегические цели и задачи.

А. Синицын: – Тогда не могу не задать очень важный вопрос: и армянские политики, и военные эксперты признают качественно новый уровень вооружения и военной техники азербайджанской армии. Но они всячески убеждают собственную общественность, что получают от России те же или аналогичные средства поражения и обороны за бесценок или даже бесплатно. Тем самым искусственно соблюдается военный паритет. И еще, свое преимущество они видят в неком коллективном «сознании победителя», которым якобы обладает армянская армия. Как вы можете прокомментировать эти утверждения?

А. Васяк: – Начну со второй позиции. Кто сказал, что носитель т.н. «сознания победителя» в бою более мотивирован, чем боец, воюющий за освобождение оккупированной территории? А что касается паритета, то это – миф, легко опровергаемый данными по программам закупок и модернизации вооружений и военной техники, которые независимые экспертные центры представляют по всем странам мира.

Пора понять – альтруистов на рынке оружия нет, и ни одна страна с «барского плеча» никому последние военные новинки, да еще в больших объемах, никогда не дарит. И потом, РФ сама проводит весьма затратную модернизацию собственных ВС и у нее нет средств для содержания нестойких союзников на приемлемом для современных конфликтов уровне. Даже, если в рамках ОДКБ закупать высокотехнологичное вооружение по ценам заводов-производителей, то для нынешней Армении – это все равно экономически неподъемная ноша.

Я глубоко убежден в несопоставимости военных потенциалов двух стран. Разрыв качественных и количественных показателей обороноспособности Азербайджана и Армении будет увеличиваться в возрастающей прогрессии. Эта политическая линия азербайджанского руководства уже в обозримом времени даст свои результаты. Факт колоссального военного превосходства Азербайджана над Арменией способен изменить само содержание переговорного процесса, потому что он все больше будет учитываться странами-посредниками карабахского урегулирования независимо от позиции официального Еревана.