В интервью каналу Euronews турецкий министр по делам ЕС Волкан Бозкыр изложил точку зрения Турции на события 1915 года, рассказал, почему Турция не приемлет слово «геноцид», и что нужно, чтобы нормализовать отношения с Арменией.
Как передает AZE.az, министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр в интервью Euronews рассказал о том, какова точка зрения его страны на произошедшее в Османской империи в 1915 году.
Официальная Анкара настаивает, что этот вопрос должен рассматриваться историками, а не политиками и считает, что эта тема в настоящее время используется в качестве политического козыря, а резолюции мировых парламентов приняты под давлением лоббистских групп, а не на основе фактов.
– Сегодня 24 апреля 2015 г. по-прежнему не утихают споры между Турцией и Арменией вокруг событий 1915 году. Турция в лице президента Эрдогана квалифицировала трагические события столетней давности как «общую боль». И категорически отказывается называть их «геноцидом». Почему?
– Действительно, нельзя вот так просто взять и перечеркнуть тысячелетние отношения между Турцией, турками и армянами….забыть все то хорошее, что было, свести все к событиям 1915 года и злоупотреблять словом «геноцид». Это неправильно. Это, в некотором смысле, наша общая память. Давайте посмотрим беспристрастно на те события с позиции «справедливой памяти». Тогда шла Первая мировая война, и миллионы людей были убиты. Может быть, это стоит проанализировать с точки зрения исторической перспективы – с 1870 по 1920 годы. Трагедия коснулась всех, не только наших армянских братьев. Тогда пострадали и турки, и курды, весь регион пострадал. Всегда есть возможность обратиться к историческим фактам, пожалуйста, архивы Османской империи открыты. Это произошло не вчера. Этот процесс начался во времена президента Озала. Уже 20 лет прошло. Я проработал в МИДе 38 лет. Османские архивы находятся в Париже, Лондоне и Берлине. Архивы министерства иностранных дел. Я человек, который не понаслышке знает, насколько тщательно эти документы были проанализированы и какие выводы были сделаны. И нигде мы не нашли подтверждения намеренного уничтожения армянское население. Геноцид для нас стал бы дорогой в «никуда». Вот почему мы против этой терминологии. Турецкому народу не в чем упрекнуть себя , потому что ни в истории Турции, ни в истории Османской империи нет такой страницы, которой мы могли бы стыдиться.
Я повторюсь, исторические инциденты не должны использоваться в качестве политических инструментов. Политики не могут принимать решение об исторических событиях.
– Видимо, вы ссылаетесь на решение Европейского и других парламентов. Австрийского парламента, например.
– Европейский парламент принял резолюцию. Он сделал это даже раньше. В 1987 году Европарламент уже голосовал за подобный проект. Тогда различные группы поддержали это решение и позже обратились с ним в Европейский суд, чтобы закрепить это решение юридически. В 2003 году суд представил свой вердикт, в котором говорилось, что «политические решения не могут иметь юридических последствий». Все чётко и ясно.
– В самом начале вы упомянули историков. Это главный тезис Турции – оставить это дело специалистам. Но в Армении считают, что даже если привлечь историков, объективными у них быть не получится. И армянские, и турецкие эксперты будут подконтрольны собственным государствам и беспристрастных выводов мы все равно не дождёмся Вы согласны?
– Очень любопытная риторика, которая демонстрирует армянский подход. Мы страна, которая не давит на своих историков. Мы открыли наши архивы. Мы никого не заставляем силой изучать их и делать какие-то ложные выводы. Мы действуем по-другому. Мы говорим, что архивы Османской империи открыты. Любой исследователь из любой части мира, скажем, канадский, шведский, немецкий, армянский или американский может прийти и работать с ними.
Говорят, что важные архивы есть в Бостоне, но они недоступны. Армения также не открыла свои архивы. Турецкие исследователи не могут отправиться туда и работать с армянскими документами. В то же время и своим историкам армянский президент не позволяет ехать к нам и изучать османские документы. Мы же готовы к этому. Мы говорим: «Приезжайте к нам, соберите комиссию, пусть она сделает выводы». Наш президент, наш премьер-министр, любые официальные лица вам скажут, что мы признаем эти выводы
Комиссия специалистов – одно из наших ключевых требований в ходе переговоров с Арменией. Но эта страна, как и ее диаспора, хорошо знает, какие выводы сделает эта комиссия. Вот почему они не соглашаются.
– В 2009 году были подписаны Цюрихские протоколы и начался процесс нормализации отношений, но этот процесс был сорван из-за Нагорного Карабаха. Что нужно сейчас, чтобы вновь запустить этот процесс?
– Прежде всего Армения должна отказаться от любых территориальных претензий к Турции, для которых нет никаких оснований, кроме надуманных. Во-вторых, Армения должна согласиться на учреждение комиссии историков, вместо того, чтобы называть события 1915 году словом «геноцид». Они, кстати, согласились на это в Цюрихских протоколах. Переговоры с Арменией должны продолжаться только на таких условиях.
Один шанс уже упущен. Если протоколы, которые могли иметь положительный эффект, попытаются возродить сейчас, то наши условия, конечно же, будут зависеть от повестки дня, как это часто бывает в политике. Новым условием может стать вывод с азербайджанских земель армянских оккупационных войск.