Нет согласованности между группой международных посредников со стороны США и РФ и некоторыми региональными государствами, такими как Саудовская Аравия и Турция.
Как передает AZE.az, в Женеве начались долгожданные переговоры с участием правительства Сирии и представителей сирийской оппозиции при посредничестве спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. Корреспондент «Москва-Баку» связалась с ведущим российским экспертом по Ближнему Востоку, советником директора Российского института стратегических исследований Еленой Супониной, чтобы прояснить ситуацию и выяснить риски, которые могут угрожать странам Закавказья от разрастания конфликта в Сирии.
– Хорошо, что переговоры в Женеве всё-таки состоялись. Необходимо отметить, что со стороны министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри приложены огромные усилия. К слову, это тот самый уникальный случай, когда намерения Вашингтона и Москвы совпали. Стороны действительно хотят найти выход из тяжелейшего сирийского конфликта.
Добавлю, что Россия также, как и США, ведёт в Сирии антитеррористическую операцию. Однако, в Москве, в отличие от Вашингтона, прекрасно понимают, что любое военное присутствие необходимо ограничить по времени, а для этого требуется добиться политического урегулирования по Сирии.
Однако, шансов достичь урегулирования в сегодняшних реалиях намного меньше. Причем, основная причина возможного неуспеха переговорного процесса – это упрямая позиция некоторых оппозиционных сил. Следует понимать, что заложниками данной ситуации оказались простые граждане Сирии. Но, несмотря на тяжелейшие страдания народа, некоторые оппозиционные политики уж очень увлекаются внутрипартийной борьбой за власть. И как следствие – часто прислушиваются не к крупным международным посредникам в лице России и США, а к региональным государствам, которые попросту оказывают материальную поддержку.
Если говорить об оппозиции в Сирии, то она весьма разная. Палитра многообразна. Там есть и представители светских течений Ислама, а также радикальные исламистские политические движения. Безусловно, никто не будет вести переговоры с «откровенными» террористами, такими, как – лидеры «Аль-Каиды» или группировкой «ДАИШ» (запрещены в РФ. -прим.ред.)
Тем не менее, есть группировки, статус которых определить нелегко. С одной стороны, такие группировки сотрудничают с самыми радикальными организациями, а с другой – активно взаимодействуют с региональными спонсорами, те же Саудовская Аравия и Турция. Пример такого формирования – «Армия ислама» (Джейш аль-Ислам).
Официальный Дамаск считает её террористической. Поэтому международным посредникам весьма сложно прийти к общему мнению и окончательно согласовать единый список террористических организаций.
Так, официальные власти Сирии вряд ли пойдут на то, чтобы «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» приняли участие в переговорах. К слову, эта ситуация привела в некоторое замешательство международных посредников.
Для справки: «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» (обе организации считаются террористическими в России) – были удалены из списка террористических организаций, отстраненных от участия в межсирийских переговорах по урегулированию ситуации в стране, проходящих в Женеве.
Ситуацию осложняет еще и тот факт, что сегодня Эр-Рияд и Анкара пытаются действовать самостоятельно. Поэтому нет согласованности между группой международных посредников со стороны США и РФ и некоторыми региональными государствами, такими как Саудовская Аравия и Турция. Очень боюсь предположить, что ряд высокопоставленных политиков в Эр-Рияде и Анкаре все ещё рассматривает военное решение конфликта в Сирии. Однако, ставка на войну в Сирии весьма опасна, так как это может привести к затягиванию конфликта на долгие годы. Поэтому не исключаю, что данные политические силы будут «ставить палки в колеса» всеми возможными способами, в том числе и террористическими атаками в самой Сирии.
С точки зрения влияния на страны Закавказья, то Ближний и Средний Восток долгое время был политически нестабилен. Война в Сирии и вовсе обострила эти процессы. Война, как негативный фактор, влияет сегодня на соседние страны, такие, как Ирак, Ливан, Турция и т.д. Эхо сирийских событий будет звучать и в других государствах. Особенно – в Закавказье. К тому же, географически Закавказье находится весьма близко к очагу нестабильности. «Бумерангом», уже мы видим, возвращаются трагичные события и в Европу, и в США, и даже в Азию. Причем, боевики, осуществляющие террористические атаки, часто проходят подготовку именно в Сирии. А значит, ситуация становится опасной не только для Сирии, но и для всего мира. Поэтому, на мой взгляд, основные риски сегодня по Закавказью – это опасность террористических атак и возможная проблема с беженцами.