Олигархи заказали ученым лекарство от старости
Программа на старение, а значит, смерть, прячется в маленькой органелле клеток человеческого организма – митохондрии. Их можно разглядеть только под микроскопом, но работают они, как большое производство: ежедневно перемалывают 400 литров кислорода, преобразовывая его в жизненную энергию. Но, как на каждом производстве, в митохондриях не обходится без отходов – в процессе переработки кислорода выделяется 0,5 литра вредного ядовитого вещества – супероксида. Оно и несет клетке смерть.
В определенной точке развития организма (когда он перестает расти) ядовитый супероксид дает организму приказ: теперь ты будешь стареть и в конце концов умрешь! Как победить этого жестокого преступника? Где набрать «клеточных» гринписовцев, экологов, «зеленых», способных побороться за чистое производство? Заставить это энергетическое производство не травить ядом все живое вокруг? Человечество придумало препараты – антиоксиданты, – гасящие смертоносный яд (например, витамин Е). Но имеющиеся антиоксиданты, увы, несовершенны: при работе они разрушаются.
Поэтому перед учеными встала задача как-то иначе поломать смертоносную программу. Научить человеческий организм жить долго и счастливо.
И вот академик Владимир Петрович Скулачев создал мощнейший антиоксидант, названный по имени создателя ионом Скулачева, который способен загасить смертоносный яд, чтобы он больше не отравлял нашу клетку. Может, этот ион и есть спаситель от старости и смерти?
Слепые да прозреют
Сегодня завершены успешные испытания антиоксиданта, созданного на основе иона Скулачева (SkQ) на животных. Доказано, что он предотвращает 12 старческих заболеваний. Но пока вслух ученые с уверенностью говорят только о победе над возрастными болезнями глаз – катарактой и дистрофией сетчатки – у животных: прозрела 20-летняя лошадь, которая восемь лет была слепой. Из 13 незрячих собак 9 стали видеть, прозрели три из четырех слепых кошек и шесть кроликов из шести слепых. Животным закапывали препарат в глаза. В опытах на 600 крысах удалось остановить и даже обратить развитие старческих глазных болезней.
В исследованиях участвуют 18 научных институтов и различных организаций, в том числе из США. Вскоре начнутся клинические испытания препарата (то есть на людях) в московских клиниках. Причем исследования будут идти не только в глазных больницах, а также в кардиологической и онкологической. Ученые предполагают, что препараты с SkQ способны помочь и при многих старческих заболеваниях.
– Конечно, мы можем столкнуться с тем, что на человека препарат окажет не столь успешное действие, как на животное, ведь его организм устроен несколько иначе, – академик Скулачев говорит с большой осторожностью. – Давайте дождемся клинических испытаний. Пока могу сказать, что наше вещество неканцерогенно, не вызывает побочных эффектов, это уже очень важно.
– Есть ли добровольцы, которые просят немедля ввести им ваш ион? – спрашиваю ученого.
– Каждый день получаю горы писем. Но я законопослушный гражданин.
– А вы сами на себе готовы испытать действие своих ионов?
– За мной-то точно дело не станет, – улыбается Скулачев.
Лекарство не только для избранных
– Владимир Петрович, давайте предположим, что лекарство от старости получено. Может случиться, что им будут пользоваться только избранные? Например, олигархи? Ведь не зря же один из них финансирует ваш проект?
– Уверен, этого не случится, – отвечает Скулачев. – Конечно, это вещество непростое, но и не требует сверхсложных синтезов и не станет дефицитом. Что же касается олигарха – то ведь Олег Дерипаска не совсем обычный олигарх, он выпускник физического факультета МГУ, член попечительского совета университета, вкладывает средства во многие научные разработки. Просто один олигарх покупает «Челси», другой двигает науку. Знаете, – добавляет с улыбкой академик, – скептики в окружении Дерипаски вначале называли наш проект «Дохлая крыса», на что он отвечал: «Даже если ничего не получится, пусть у МГУ будет хорошая лаборатория».
– Но ведь как бизнесмен, он, конечно же, прежде всего надеется получить прибыль?
– Конечно, если у нас получится, – соглашается Скулачев. – Но ведь может и не получиться. Я так и сказал ему: «Таблетку от старости мы, может, и не получим, но от заусенца точно избавим».
«В ваш 700-летний юбилей разрешите пожелать вам…»
– Учеными ведь уже найден ген, отвечающий за старение. Может, надо попытаться его просто «отключить»? – спрашиваю ученого.
– Считаю, что наука пока еще не созрела для того, чтобы вмешиваться в гены человека.
– Сколько лет сможет прожить человек, если ваш ион сработает?
– Не исключено, что и до 800 лет.
– Боже милостивый! – поражаюсь я. – Но ведь это обернется большими проблемами для планеты! Она будет перенаселена, экология просто не выдержит. Может, изобретение просто засекретят подальше от греха?
– Помилуйте, какой же грех в том, что мы хотим избавить человечество от болезни? – не разделяет моего страха Скулачев. – Ведь старость мы рассматриваем как болезнь, которую надо лечить. И зачем секретить лекарство? Это просто невозможно. Если в России смогли его синтезировать, почему не смогут американцы? Слово-то сказано. И потом, это ведь успех страны, непатриотично такое открытие под сукно загонять.
– Но где будут жить эти бесчисленные вековые люди? – не отстаю я.
– Если лекарство от старости будет найдено, тогда уже политики должны думать, я ведь не политик, я ученый. Китайцы нашли выход от перенаселения. Может, в будущем будет запрещено рожать людям, перешедшим какой-то возрастной рубеж.
– Скажем, 600 лет?
– Скорее пятьдесят. А потом, где уверенность, что все захотят жить очень долго? Зато у человека появится выбор, жить долго или нет. Конечно же, речь не идет о бессмертии. Ведь в мире по-прежнему есть эпидемии, инфекции, несчастные случаи, войны, бедствия. Даже если мы отменим старение, то можем столкнуться с такими заболеваниями, о которых сейчас и не слышали. Возможно, мы отменим одну программу старения, а их несколько, и с ними мы не справимся? Слишком много допущений, это не имеет научного смысла, – завершает тему Скулачев.
– Но не получится ли так, что проблема продления жизни превратится в проблему продления старости?
– Наша задача – продление молодости. В природе немало примеров нестареющих существ. Есть крупные океанские птицы, которые живут, не старея, 50 лет – а потом внезапно умирают по сути дела молодыми. Гренландский кит живет два века. Гигантская черепаха – и того больше, а умирает потому, что не может держать свой отяжелевший панцирь, а вовсе не от старости.
75 – юноша опять?
– Как вы предполагаете, когда нужно будет вводить человеку препарат, чтобы прервать программу старения?
– Возможно, препарат нужно будет назначать еще во время беременности. Но мы не исключаем, что и, когда человеку уже исполнилось 50, можно будет обратить вспять процесс его старения.
– А в косметические кремы его можно будет добавлять?
– Там он будет особенно хорош, ведь это мощный антиоксидант.
– Как вы как ученый-биолог относитесь к лечению стволовыми клетками?
– К сожалению, у нас в стране пока нет такого способа терапии. Это способ отъема денег.
– Пока люди будут ждать вашего изобретения, что можно посоветовать им принимать сейчас, чтобы предотвратить старение?
– Антиоксиданты, которые уже известны.
– Не опасаетесь, что против ваших разработок выступит церковь?
– Мы ведь ищем способ лечения болезни под названием «старость». Кому на Земле стало плохо, что были побеждены страшные болезни, такие, как чума? Что человек стал жить не 20 лет, а 80? Мы хотим избавить человека от унизительного процесса старения. Пока нельзя говорить, что мы изобрели средство от старости. Но есть шанс, что мы на правильном пути.
– А вам не страшно, ведь это открытие может перевернуть мир?
– Очень страшно, – признается ученый. – Вдруг проснусь, а у нас ничего не получилось, мы ошиблись. Вот этого я действительно боюсь.
Наша справка
Что такое антиоксиданты?
Антиоксиданты – это вещества, которые борются с вредными молекулами окисления в организме, так называемыми свободными радикалами, которые повреждают «хорошие клетки». Ученые во всем мире давно пришли к выводу, что именно в антиоксидантах кроется путь к долголетию, а повышение содержания антитоксидантов в организме человека может иметь решающее значение для увеличения продолжительности жизни.
Антиоксиданты содержатся в витаминах С, А, Е, F, селене, цинке.