Отечественный эксперт считает, что Вооруженные силы Азербайджана являются самым справедливым регулятором нагорно-карабахского конфликта.
Как передает AZE.az, в позиции США по нагорно-карабахскому урегулированию наблюдаются изменения, которые в пользу Азербайджана, международного права и объективности и во вред захватнической политике Армении.
Об этом в рамках традиционной пресс-конференции заявил глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу. Эксперт напомнил о том, что ранее американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик дал объективную оценку обновленным "мадридским" принципам. Он назвал земли вокруг Нагорного Карабаха оккупированными территориями. Он отметил, что статус Нагорного Карабаха будет определять его население.
Под населением Нагорного Карабаха подразумевается общность армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха. Уорлик привел в пример совместное проживание армян и азербайджанцев в советское время и отметил, что и впредь эти два народа будут жить вместе.
После заявлений в Москве и Ереване Уорлик изменил свой маршрут в Вену в то время, когда должен был приехать в Баку. Уорлик после встречи с членами МГ ОБСЕ в Вене по прибытии в Баку говорил не о подготовке всестороннего продолжительного мирного договора, а об урегулировании на основе трех принципов Хельсинского Заключительного акта.
Подписание документа на основе трех принципов отвечает интересам армян. Армяне, используя этот документ, свидетельствующий о начале процесса урегулирования, будут привлекать инвестиции. Причина такого изменения позиции США за короткое время точно известна. В это время три важных бюро Госдепа по просьбе армян в США приняли их, они обсудили положение армян на Ближнем Востоке.
Президент Саргсян и армянская организация в Америке, предлагая армян на Ближнем Востоке в руках США как антииранское и антисирийское орудие, смогли нейтрализовать изменившуюся в пользу Азербайджана позицию США в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Также США после подписания договора с Ираном поняли, что сейчас урегулирование нагорно-карабахского конфликта отвечает интересам России больше, чем США. Это и является причиной активизации России сразу после подписания соглашения между Ираном и "шестеркой". В любом случае, самым справедливым регулятором нагорно-карабахского конфликта является азербайджанская армия.
Главное, чтобы не уменьшалась ее активность. "Очень жаль, что активность США в урегулировании нагорно-карабахского конфликта продлилась короткое время. Азербайджанские реалии заставят США вновь вернуться к объективной позиции", – добавил эксперт.
Тем временем переговоры между Ираном и "шестеркой" показали напряженность в отношениях Ирана и России. На встрече президента России Владимира Путина и президента Ирана Хасана Рухани, участвовавших на саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, риторика оставалась прежней. Но отсутствие конкретных работ до сегодняшнего дня в отношениях Ирана и России является положительным показателем только на уровне риторики.
К слову, предоставляя подписанный с Ираном договор в Конгрессе, Керри раскрыл интересную деталь в ответ на обвинения о том, что он уступил России и Ирану. Он заявил, что Россия на тех переговорах стояла в еще более острой антииранской позиции, а также про неоднократные жалобы иранских представителей на Россию по этому поводу. Последующая позиция Ирана по поводу России подтверждает мнение Керри о том, что Иран недоволен Россией.
По словам М.Ахмедоглу, Россия серьезно отреагировала на завершение переговоров между "шестеркой" и Ираном. В ходе переговоров с Ираном Россия, принимая за основу создание доверия для серьезного сотрудничества, взяла курс на улучшение отношений между Россией и США.
Президент США Барак Обама, а также другие официальные лица США несколько раз уделяли особое внимание положительной роли России в переговорах с Ираном. Они часто распространяли заявления на эту тему. Обама отметил особую роль России на обоих мероприятиях, проведенных в связи с Ираном.
Барак Обама позвонил президенту России Владимиру Путину специально по этому вопросу. Несмотря на то, что телефонный разговор начался с поздравления по поводу 40-летия совместного полета космических кораблей США и СССР "Союз"-"Аполлон", в основном были обсуждены вопросы, связанные с Ираном. Эти события показывают, что Путин взял курс на снижение напряженности. Но более конкретным примером служит происходящее с Украиной.
Владимир Путин интенсифицировал отношения лидеров в "Нормандском формате". Состоялись телефонные разговоры. Путин актуализировал ускорение реализации соглашения "Минск-2". Этот вопрос обсудили в Совете безопасности России. Официальные лица России впервые отметили, что поддерживают территориальную целостность Украины. Премьер-министр России Дмитрий Медведев отметил, что признает территориальную целостность Украины, но на фоне завершения вопросов, связанных с Крымом. Другими словами, вопрос Крыма не должен обсуждаться. Донбасс возвращается в состав Украины с особым статусом, в качестве буферной зоны.
Основной куратор Украины в США вице-президент США Джо Байден заявил, что они признают Донбасс в качестве буферной зоны. Между заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд и заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным интенсифицировалось обсуждение вопросов, связанных с реализацией "Минск-2".
Помимо этого, Россия хочет видеть достигнутую с Ираном договоренность в качестве примера для решения сложных проблем в мире. Россия также намерена решить проблемы Сирии и Украины на основе этой модели. Кроме того, на следующий день после подписания соглашения между Ираном и "шестеркой" министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что проект ЕвроПРО потерял актуальность.
Логика Лаврова была сильной. Выдвинув проект ЕвроПРО, США подразумевали наличие баллистических ракет у Ирана и их враждебность к Западу. По мнению Лаврова, если подписан договор, то Иран не хочет быть врагом Запада. Таким образом, нет необходимости защищать Европу от ракет Ирана. Но США сразу отвергли новые идеи России, связанные с ЕвроПРО.
А Россия вновь думает, что проект ЕвроПРО направлен именно против нее. Одновременно он упомянул, что Россия оперативно выразила отношение к урегулированию карабахского конфликта, это исходит из того, что Россия видит угрозу в сближении Ирана и США. Сергей Лавров пригласил своего азербайджанского коллегу в Россию. После встречи с Эльмаром Мамедъяровым Лавров поговорил по телефону с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном.
Россия также заинтересована в том, чтобы отношения с Саудовской Аравией выглядели интенсивными. Россия умышленно забывает то, какой ущерб экономике России принесла Саудовская Аравия, снизив цены на нефть. По данным российских СМИ, якобы Саудовская Аравия скоро инвестирует в Россию 10 миллиардов долларов.
Несмотря на то, что Россия заявила о том, что взяла курс на снижение напряженности в мире, она не намерена отступать от военных шагов.
Предоставлением обновленной концепции Морской доктрины Россия показала усиление агрессии военной силы. В этой концепции уделено особое внимание вопросам Крыма и Арктики. Впервые российские военные корабли пришвартовались в Эфиопии.
А также Россия усиливает военную активность в портах Сирии. Именно это усиление военной активности в Сирии заставило поговорить президента Турции Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным по поводу последних террористических актов в Турции.
Турция намерена расширить военное вмешательство в Сирию после теракта, который привел к гибели 32 людей, в городе Суруч, расположенном на границе с Сирией. Успехи Ирана в ядерных переговорах не улучшат отношений между Ираном и США. Россия в этом вопросе защищала свои интересы. В политике США по Ирану и Украине нет никакой связи. Пока Россия продолжит нарушать территориальную целостность Украины, между РФ и США сохранятся глубокие недопонимания.
Это заявление посла США в Украине Джеффри Пайетта нашло свое подтверждение: США применили новые санкции в отношении России из-за украинского вопроса. После достижения соглашения по Донбассу эти санкции будут сняты. Россия назвала новые санкции США провокацией. Россия предупредила об ассиметричном ответе. Белый дом заявил, что отношения между президентами США и России носят рабочий характер.
К слову, то, что Запад уделяет особое внимание армянам на территории Ирана, является поверхностным вопросом. Иран в любое время может нейтрализовать армян, проживающих в Иране. Иран может нанести самый сильный удар по Армении в любое время. Запад заинтересован в этом, чтобы предложить принцип работы армянам Ирака и армянам Ирана. Бывший Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Кэтрин Эштон и другие представители, находясь в Иране, встретились в Исфахане и Тегеране с руководителями армянской общины. Видимо, Запад считает, что армяне Ирана являются большой силой и они смогут использовать их против Ирана.
Армяне Ирана, объединившись с либеральными силами Ирана, смогут подготовить восстание против Верховного лидера Ирана. Но в Иране действуют СЕПАХ. Часть населения открыто вооружена и защищает религиозные структуры. Религиозно настроенные дойдут до убийства населения, однако не выпустят из рук власть. Если говорить о нынешней политике Ирана, то нет никакого смысла в переговорах Ирана с Западом. Изменение нынешней политики Ирана невозможно путем внутренних протестов.
Есть два важных связанных между собой рычага изменения нынешней политики Ирана. Запад, воспользовавшись рычагами, может вызвать изменение политики Ирана. Одним из них является урегулирование палестинской проблемы.
Предоставление Палестине государственности может вызвать серьезные изменения в религиозной пропаганде и внутренней структуре. Израиль сможет получить от признания государственности Палестины то, что не может получить от Ирана путем войны. Другим решением является урегулирование нагорно-карабахского конфликта именно в той форме, в которой захочет Азербайджан.
Решение карабахской проблемы в желаемой для Азербайджана форме может создать для Ирана достаточно неожиданную ситуацию. Если из-за того, что Палестина находится далеко от территории Ирана, Иран не может сыграть решающую, конкретную и практическую роль в решении палестинской проблемы, то в Карабахском конфликте Иран сможет сыграть решающую, конкретную, практическую роль, потому что нагорно-карабахский конфликт напрямую граничит с территорией Ирана.
Решение карабахского конфликта Западом может создать целый ряд вопросов религиозным лидерам Ирана: почему США смогли решить нагорно-карабахский вопрос, а Иран не смог помочь освободить от оккупации шиитские земли. С этой точки зрения решение этих 2 проблем – карабахского и палестинского конфликта – изменит внутреннее политическое структурирование Ирана.
А это создаст условия для изменения политики Ирана, даже если Верховный лидер Ирана останется у власти. Иран, изменивший свой политический курс, сможет стать очень полезным партнером как для Запада, так и для России.