Уже не первый год Азербайджан переживает трудные дни. Люди как-то подлаживаются под новые требования затянувшегося экономического кризиса в надежде на то, что в скором времени эти трудности будут преодолены.
Как сообщает AZE.az, различные прогнозы по росту цен на нефть, диверсификации экономики, масштабным экономическим реформам несколько успокаивают, позволяя легче переносить обрушившиеся на головы беды. Но, к сожалению, раздаются и другие прогнозы противоположного характера. К ним можно отнести и прогноз Всемирного банка, который не оставляет Азербайджану надежды на существенный рост экономики страны в ближайшие 3 года.
В частности, главный экономист ВБ по Европе и Центральной Азии Ганс Тиммер рекомендует не зацикливаться на стабильности курса национальной валюты. Мол, стабильность курса не может быть показателем успешной экономической политики. Этот показатель должен адекватно реагировать на экономические процессы и шоки. Обратите внимание, авторитетный эксперт утверждает то же самое, о чем все время пишет и haqqin.az – не курс маната определяет экономическое состояние, а наоборот.
Да, он открыто признает политику Центробанка по стабилизации курса неверной. И его мнение не лишено логики. Сейчас в Азербайджане отмечается экономический спад на уровне 3% и двузначная инфляция. В последующие два года данный показатель обещает оставаться стабильным – на уровне 3%. А это уже свидетельствует о нулевом экономическом росте в ближайшие 3 года. То есть в стране наблюдается экономическая рецессия.
Что же нужно сделать в столь сложной ситуации? Эксперт рекомендует Азербайджану пересмотреть свою денежную политику. Необходимо стабилизировать финансовый сектор. Снижение нефтяных цен негативно сказывается на банковском секторе и существует необходимость в реструктуризации банков. Проблемные кредиты увеличились. Надо предпринять среднесрочные и долгосрочные меры.
В принципе, в советах эксперта ничего нового нет. Состояние нашей экономики, в том числе финансового и банковского секторов, ни для кого секрета не представляют. И о мерах, которые предпринимаются с целью их оздоровления, Палата надзора за финансовыми рынками заявляла не раз.
Новостью же здесь является, пожалуй, лишь одно – все это нам придется терпеть еще два года. И Тиммер советует выделять в ближайшие 3 года социальную помощь нуждающимся категориям, чтобы защитить их от экономических процессов последних лет. Опять непонятно, что имеет в виду эксперт, правительство давно выделяет помощь этим категориям граждан, да и впредь будет выделять. Кстати, это указано и в проекте бюджета на будущий год.
Ну, очередной прогноз очередного эксперта, – скажут в правительстве. Сколько таких прогнозов звучит в день, мы научились уже мало обращать на них внимания. А вот очередной отчет Всемирного банка уже более серьезный документ. И расчеты здесь уже заслуживают большего внимания. Но и они ничего хорошего не предрекают.
Так, ВБ указывает, что постепенное восстановление цен на нефть и ввод в эксплуатацию в 2018 году газового месторождения Шахдениз-2, скорее всего, поддержат экономический рост и сальдо счета текущих операций. А консолидированный дефицит бюджета резко увеличится до 8% ВВП в 2016 году в связи с внебюджетными трансфертами из Нефтяного фонда для строительства трубопроводов в рамках проекта «Южный газовый коридор». Эти трансферты составят 5% от ВВП, но большая часть их расходуется вне страны через прямые иностранные инвестиции. Образовавшийся же бюджетный дефицит будет финансироваться опять-таки путем изъятия резервов того же Нефтяного фонда, а также казначейства. А что касается бюджетно-налоговой политики, то она улучшится в 2017-2018 годах, когда цены на нефть будут постепенно восстанавливаться, строительство экспортного газопровода закончится, а возросшие ненефтяные доходы начнут давать свои плоды.
Но главной заботой правительства в 2016-2018 годах будет рост бедности. Сильная зависимость от нефти в условиях низких цен и снижения объемов ее добычи будет способствовать росту бедности в стране. Не менее опасна и растущая инфляция, которая также может привести к росту уровня бедности. Особенно могут пострадать лица с фиксированным доходом – пенсионеры, потерявшие кормильца семьи, инвалиды. Вызывает опасение и пенсионное обеспечение, которое может сократиться в связи с сокращением госбюджета, так как пенсионный фонд в значительной степени пополняется при поддержке государственных расходов.
Отмечая некоторый прогресс в области структурных реформ, ВБ отмечает, что сложная деловая среда, слабая координация макроэкономической политики, а также уязвимость банковского сектора продолжают сдерживать рост частного сектора и препятствуют диверсификации экономики. Но прошлая модель получения доходов от продажи нефти уже не помогает сокращению бедности и не устойчива. А дальнейший рост бедности потребует от правительства предпринять смелые реформы в целях содействия деятельности частного сектора и укреплению рынка труда.
Особенно беспокоит ВБ обвальное падение капитальных вложений в этом году – до 23,4%. Правда, уже в следующем году ожидается рост инвестиций на 2,5%, а в 2018 году этот показатель и вовсе возрастет на 8,3%. Но при этом объем чистых прямых иностранных инвестиций все три года так и будет колебаться около 3% от ВВП страны. Банк не ждет в этом году ничего хорошего от экономики страны. Промышленность упадет на 3%, сфера услуг – на 2,2%. И лишь аграрный сектор, по его прогнозам, вырастет на 4,2%, а в последующие два года будет стабильно расти на 4% в год. Правда, промышленность тоже будет расти, но медленно – на 1,4% в год. А темпы роста сферы услуг будут выше – 3,2% и 7% в 2017 и 2018 годах соответственно.
ВБ не тот институт, который просто кого-либо запугивает. Как видно даже из приведенных фактов, он делает все обоснованно, путем тщательных расчетов. Но все остается не совсем понятным, как при росте промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и строительства (капвложений) в 2017 и 2018 годах в стране может расти бедность. Если набирают темпы основные сферы экономики, то это, безусловно, должно привести к подтягиванию и других менее значимых отраслей, к примеру, банковского сектора, которые призваны обслуживать ведущие локомотивы экономики.
Ведь не нужно даже особых расчетов, чтобы понять: достаточно, скажем, заработать строительному сектору, как это повлечет потребность в росте эффективности банковской системы. Откроются новые рабочие места, благосостояние народа улучшится. Да и сам ВБ прогнозирует уровень внешнего долга Азербайджана в 18,8% ВВП по итогам этого года, хотя по оценкам Минфина страны он составил на 1 октября 20,2% ВВП.
Отсюда следует, что по оценкам ВБ за оставшиеся три месяца внешний долг страны уменьшится на 1,3%, что совсем неплохо. Но в любом случае рекомендации ВБ надо учесть – лучше уж перестраховаться, чем что-то упустить.