В Париже накануне состоялась третья за последние три месяца встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, посвященная мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Как передает AZE.az, Франсуа Олланд принимал президентов по праву главы страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Этот раунд карабахских переговоров может войти в историю как один из самых закрытых: по итогам встречи стороны не сделали никаких заявлений – воздержались от высказываний и представители МГ ОБСЕ, и Франсуа Олланд.
По оценке заместителя генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперта "Вестника Кавказа" Андрея Петрова, отсутствие информации о ходе переговоров может служить как хорошим, так и плохим знаком, и его интерпретация является личным выбором каждого, кому небезразлична судьба Нагорного Карабаха.
"Что мы знаем об этой встрече, кроме того, что ничего не знаем о сказанном за закрытыми дверями на Елисейских полях? На самом деле, достаточно, чтобы делать выводы из молчания участников переговоров. Мы знаем, что в августе президенты встречались в Сочи при посредничестве Владимира Путина, а в сентябре – в Уэльсе при посредничестве Джона Керри.
Мы знаем, что Париж звал Алиева и Саргсяна к себе еще в июле, однако тогда встреча была отменена из-за отсутствия новой повестки дня. Также мы знаем, что за последнее время и Россия, и Запад начали предпринимать определенные политические шаги в отношении нагорно-карабахского конфликта: с российской стороны регион посетили многие высокопоставленные чиновники, с западной стоит упомянуть заявление правительства Германии по конфликту и назначение докладчика для доклада "Рост насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Нагорного Карабаха"", – напомнил Петров.
"На мой взгляд, за прошедшее время и две уже состоявшиеся встречи, актуальная повестка дня, по которой стороны могут вести предметные переговоры, сформирована. Все посредники в урегулировании конфликта наконец-то синхронно выразили свою готовность всемерно способствовать разрешению проблемы, между ними возникло даже нечто вроде соревнования в том, кто активнее проявит себя.
То есть в сумме нагорно-карабахский конфликт, столь кроваво напомнивший о себе миру в начале августа, переместился в центр внимания международного сообщества. А это значит, что условия для подлинного диалога созданы, и дело остается лишь за политической волей сторон конфликта", – считает эксперт.
В связи с этим, уверен Петров, молчание Парижа – хороший знак. "Да, сходное молчание мы слышали и раньше, к примеру, на прошлогоднем раунде в Вене. Однако тогда президенты встречались после долгого перерыва, и те переговоры были лишь попыткой обновить контекст для мирного процесса.
Встреча в Париже произошла на фоне всего того уже существующего актуального контекста, о котором я говорил выше. И если известно, что Олланд провел отдельные переговоры с каждым президентом, затем Ильхам Алиев и Серж Саргсян встретились тет-а-тет, а затем к ним присоединились сопредседатели Минской группы, но заявлений при этом нет, то я делаю вывод, что в ходе этого раунда, в отличие от многих, подобных ему, наконец-то был достигнут определенный прогресс – просто нам пока рано знать об этом", – подчеркнул он.
Замгендиректора ИАЦ МГУ признал, что трактовать отсутствие информации можно и в обратную сторону. "Да, можно решить, что и этот раунд прошел в режиме обмена мнениями, стороны ни на шаг не приблизились даже к предметному диалогу, не говоря о начале урегулирования конфликта, и потому заявлять ни им, ни посредникам попросту не о чем.
Но все то, что говорится в последние месяцы о Карабахе, свидетельствует о том, что мир "вспомнил" о конфликте, и желает теперь его скорейшего завершения. Безусловно, можно строить теории о новых геополитических интригах вокруг Карабаха, борьбе крупных игроков за влияние на регион, однако я предпочту просто выразить надежду, что сегодня в истории Нагорного Карабаха открылась новая глава, в финале которой "замороженная" война между Арменией и Азербайджаном будет закончена, и на этих землях наконец-то воцарится мир", – заключил Андрей Петров.