В магазинной еде есть нечто… до неприличия красочное и цветистое. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на боевую раскраску продуктов.
Медицинский обозреватель Татьяна Рессина о пищевых добавках, аллергии и детском питании.
Чтобы выглядеть привлекательнее, обычные женщины сознательно пользуются косметикой, причем стараются это делать в меру, а магазинную еду раскрашивают чужие дяди, причем размалевывают без меры, даже не спрашивая, хотят ли продукты превращаться в «кокоток». А все для того, чтобы продать их подороже…
Конечно, Продукты Промышленного Производства (ППП или 3-П) в своей судьбе не виноваты. За них все решили… хозяйки. Причем именно малограмотные женщины, которые в школе скверно учились. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести незатейливый такой эксперимент.
Положим на прилавок два куска мяса – один натуральный, а другой обработаем нитритами, которые являются консервантами мясных продуктов, к тому же сохраняющими их цвет. Через пару-тройку часов подведем к витрине среднестатистическую хозяйку. Какой кусок она выберет?
Однозначно, нитритный. Серый цвет натурального мяса ее не привлечет. Хотя этот цвет не показатель испорченности, а всего лишь результат реакции окисления, который, между прочим, еще в школе изучают на уроках химии.
Нежно-розовое мясо с нитритами – мощнейший стимулятор человеческой психологии в выборе продукта. На нее, родимую, на нашу психологию и делают ставку «сутенеры» ППП.
Они не только среднестатистическими хозяйками, они целыми нациями манипулируют. Например, экспортеры лосося (которого тоже подкрашивают перед продажей!) больше всего краски сыплют в рыбу, предназначенную для Франции.
Вы думаете, французы не ратуют за натуральные продукты?
Не нападают на изготовителей 3-П за то, что они в продукты пищевые добавки вбухивают? Еще как скандалят! А рыбу продолжают выбирать цвета бордо. А может, и правда, не знают несчастные французы, какой бывает натуральная лососина?
Если с краской в 3-П можно и поспорить, то к консервантам отношение должно быть иное. Микробы, бактерии и грибки, которые со временем заводятся в продуктах, делают их не только несъедобными, но и потенциально опасными для здоровья, поскольку приводят к пищевым отравлениям. Чтобы максимально предохранить ППП от порчи, в него нужно добавить консервант. Без этой пищевой добавки нам не обойтись.
Это не единственное противоречие. Вообще проблема пищевых добавок чрезвычайно неоднозначная. Сделать выбор «за» или «против» невозможно. Придется, во-первых, научиться управлять своим сознанием, а во-вторых, приобретать специальные знания.
Пищевые разборки
Безусловно, длительность хранения в «первозданном» виде была первая и главная причина создания пищевых добавок. Это потом уже начали придумывать все новые улучшители внешнего вида и качества ППП – загустители, разрыхлители, эмульгаторы, стабилизаторы и т.д. и т.п. Вот уже придумали стабилизаторы влажности – их в хлеб добавляют, чтобы не черствел. Стабилизаторы пены кладут в розочки на пирожных, чтобы не таяли. Придумали пеногасители, чтобы при варке варенья или джема не образовывалась пена. Азо-красители придают 3-П яркий насыщенный цвет…
Если мне не изменяет память, различных пищевых добавок у нас теперь около 1500 в списках значится.
Вот вам и первая трудность в разборках с пищевыми добавками. Разве сможет обыватель все их изучить?
Проблема вторая. Когда-то все три типа веществ, которые добавляют в ППП (а именно: естественные, идентичные природным и искусственные), имели различия. Не только по сути, но и на этикетках. После 1994 года их всех свалили в одну кучу и спрятали за безликую букву Е с цифровым придатком.
Теперь про пищевые добавки можно хоть песенку петь на стародавний мотив: «Е-Е-Е, продукты». А ничего другого и не остается, как песни петь, поскольку пойди теперь и разберись, где Е-натур, а где Е-синтетик.
Третья проблема. Кстати, дело даже не в натуральности или синтетичности добавок.
Поверьте, искусственная добавка может быть вполне безобидно-нейтральной, а натуральная – потенциальным аллергеном. Значит, необходимо знать, какие именно добавки, независимо от происхождения, несут в себе опасность для некоторых категорий людей, а у каких риск практически минимальный. И специалисты их распрекрасно знают! Но молчат… И своим молчанием позволяют сутенерам ППП сыпать в продукты даже пищевые добавки с самым высоким риском. Подлость страшная.
Вроде бы в Германии с этим неплохо дело обстоит. Тамошние специалисты поставили перед промышленниками мощный заслон, запретив им с правительственной помощью добавлять в ППП самые рискованные вещества. О Европе в целом такого сказать нельзя.
Не радует Европа – косметику на 3-П кладет густо. О России вообще умолчу. Если нам, извините за народность, соседа обмануть – как пару раз моргнуть, то что уж тут говорить о государстве? Будем дурить его до последней капли… Как и оно нас! Можно принимать любые законы – мы на них дружно плюнем. А в отсутствие контроля будем раскрашивать ППП любой косметикой, какой сами захотим.
Четвертая проблема. Врачи-аллергологи утверждают, что аллергические реакции значительно чаще бывают на природные вещества, чем на пищевые добавки. Это раз. Реакции же на пищевые добавки даже аллергией не считают, а называют их псевдоаллергией или индивидуальной непереносимостью. Это два.
Ну и что эта научная установка дает среднестатистическому гражданину? Да ничего хорошего. Если человек после 3-П покрылся сыпью – ему безразлично, как она называется. По правилам лечения аллергии мы можем исключить из питания помидоры, шоколад, цитрусовые…
А как найти и исключить провокатор аллергической реакции в ППП, если в одном продукте может быть по 10-15-20 различных веществ намешано? Не говоря уже о том, что изучить всю таблицу пищевых добавок, выявить среди них «свой» аллерген и исключить его – для простого потребителя просто нереально. Это очень серьезная проблема.
Пятая проблема не лучше. Гипотетически предположим, что кто-то все-таки отважился изучить и зазубрить все эти «Е-Е-Е». Ну и что? Съел фруктовый йогурт – и зачесался. И сам не понял – почему?
Этикетку же внимательно прочитал, вредных для себя веществ не обнаружил. А дело в том, что если в ППП добавляется ничтожно малое количество какой-нибудь субстанции, то по правилам промышленник не обязан упоминать его в перечне. Что и делают, например, с йогуртами: консервант добавляют, но какой именно – не указывают.
Вот еще один примерчик. В противоположность предыдущему. Если в 3-П добавляют антиокислители, по правилам об этом обязательно должны оповестить покупателя. Найдите хоть на одной этикетке вина сообщение, что в нем содержится сульфит. Не найдете, хотя во все вина ОБЯЗАТЕЛЬНО добавляют это вещество. На упаковках с сухофруктами про сульфит пишут, а на винах «забывают».
Пятая проблема очень тесно связана с четвертой – они практически подружки. Кто знает точно, что намешано в жевательной резинке? Никто, кроме производителя. Знаем лишь в общих чертах основу – естественные и синтетические смолы, воск, каучук, сухие экстракты растительных соков.
И все. Больше ничего не знаем. А все потому, что химический состав жевачки промышленники объявили коммерческим секретом. За этим объявлением и спрятались.
Господа родители, а вы знаете, что на самом деле жуют ваши дети?
Обращение к родителям
Сделаем маленький перерывчик в проблемных разборках, раз уж речь зашла о детях.
Господа родители, что на самом деле жуют ваши дети, вы не знаете. Это абсолютно точно. Зато многие из вас знают, что такое «гиперкинетический синдром» у детей.
Это когда ребенок слишком подвижен, можно даже сказать – ненормально подвижен. Он не сидит на месте, все время куда-то бежит, за все хватается, с чем-то или кем-то сталкивается, все роняет, спотыкается, падает – то есть по характеру его движений становится понятно, что все это ребенок делает бездумно и бесцельно. При этом он постоянно оглядывается, часто пугается, чего-то боится – то есть явно находится в состоянии беспокойства.
Многие специалисты считают, что «гиперкинетический синдром» у детей связан с некоторыми пищевыми добавками.
Какими именно – не называют, поскольку пока это на все 100% не доказано, дело находится на стадии исследований, поэтому заранее порочить субстанции не имеют юридического права. Но намекают на очень высокую вероятность.
Мне кажется, если в семье есть такой ребенок, то уже сейчас, не дожидаясь доказательств, что провоцируют «непоседливый» синдром именно пищевые добавки, нужно немедленно исключить их из питания.
Готовьте для своего ребенка дома сами из натуральных овощей, цельного зерна (а не из пакетиков быстрого приготовления), из охлажденного мяса и так далее. И никаких пепси и колы, разноцветных желатиновых мишек и прочих аналогичных сладостей, чипсов и жевачек и остальных ППП с большим набором пищевых добавок.
Пищевые разборки продолжаются
Но вернемся к проблемам, связанным с пищевыми добавками. Их осталось довольно много, к сожалению. Поэтому просто коротенечко назову их.
– Исследования пищевых добавок на безвредность проводят только на животных. На людях – нет. Поэтому их влияние на здоровье человека достоверно никто не знает.
– Опыты по безопасности проводятся по каждому конкретному веществу.
Как будут взаимодействовать между собой несколько различных пищевых добавок, когда их смешают в одном продукте, никому неизвестно. Такие исследования не проводятся.
– Постоянно совершенствуя ППП, производители могут внести в него новый ингредиент, и давно известный и привычный продукт у кого-то неожиданно вызовет аллергическую реакцию.
– В разных странах существует неоднозначное отношение к одним и тем же пищевым добавкам. Одно и то же вещество в одной стране может быть запрещено, а в другой разрешено. Покупая, например, кашу быстрого приготовления, придется учитывать страну-изготовителя.
– Одно и то же вещество в малых дозах может быть абсолютно безвредно, в больших – вызвать аллергию. А принятые стандарты не всеми промышленниками соблюдаются. Это ни для кого не секрет.
Ну и так далее. Из всего вышесказанного можно сделать один неутешительный вывод. Мы одной рукой создали продукты-имитаторы, чтобы прокормить народонаселение земли и облегчить участь людей – из вполне нормального естественного сырья, между прочим, сделали. Но другой рукой сразу же превратили 3-П в монстров, напичкав их пищевыми добавками.
Хотя дело даже не в самих пищевых добавках (их безвредность проверяется!), а в том, что мы не смогли создать единую систему безопасности внесения веществ в ППП и самое главное – информирования населения. Честного информирования! Чтобы у каждого была возможность выбора конкретного продукта именно для себя.
Когда это случится – сказать трудно. Ведь для этого придется всем странам мира выработать единый, если хотите – ГОСТ по пищевым добавкам. Но как можно подвести единый знаменатель под Европу и США? Я лично себе это просто не представляю.
Татьяна Рессина
Журналист еженедельника
Аргументы и Факты