Я думаю, что после Сапармурата Ниязова повторения вот этой гротескной диктатуры в Туркменистане невозможно
Как передает Bakililar.AZ со ссылкой на сообщение «Новости-Азербайджан», об этом заявил известный политолог-журналист Зардушт Ализаде, комментируя социально-политическое развитие событий в Туркменистане, в связи с внезапной кончиной в четверг рано утром Туркменбаши Сапармурата Ниязова.
«В принципе, это было продолжением советского тоталитаризма, который Туркменбаши восстановил, но без коммунистической идеологии. Сейчас, когда главный фактор туркменского тоталитаризма исчез, я думаю, что туркменское общество попытается плавно перейти к более эффективной системе политической власти», – отметил он.
Тем не менее, по его словам, Туркменистан является «терра-инкогнито, многие не знают особенностей этой страны, и еще не известно, во что это может вылиться».
«Будет ли этот переход плавным, мирным – на основе национального согласия, или он будет диким – с резней, со стрельбой, как это было в некоторых странах Южного Кавказа и Центральной Азии. Будем желать братскому туркменскому, очень трудолюбивому народу, чтобы этот переход был наиболее цивилизованным», – подчеркнул политолог.
По мнению Ализаде, одним из наиболее вероятных кандидатов на пост главы государства является фигура бывшего вице-премьера и министра иностранных дел Туркменистана Бориса Шихмурадова, осужденного на пожизненный срок заключения по обвинению в подготовке покушения на Туркменбаши.
«У Сапармурата был один политический противник – Борис Шихмурадов. Туркменбаши взял в заложники его мать, тем самым вынудив его вернуться из-за рубежа, накачал наркотиками, заставил каяться по телевизору в причастности к антигосударственным преступлениям. После чего бросил его в застенки», – отметил политолог.
Как он считает, в случае, если Шихмурадова выпустят, «по всей вероятности, это самая сильная фигура политической оппозиции».
«Шихмурадов достаточно образованный, культурный и опытный человек. Он может повести дело так, чтобы переход от средневекового феодализма в XXI век Туркмения проделала наименее болезненно», – подчеркнул Ализаде.
Тем не менее, по его словам, нельзя сбрасывать со счетов и возможную «темную лошадку» в правительстве Ниязова.
«Может быть и так, что незаметная до сих пор вторая фигура, которая находилась в подчинении у Ниязова, и даже не могла что-либо открыто выразить о своих претензиях, сейчас, после освобождения места, попытается прийти к власти и продолжить линию, которую проводил Туркменбаши», – допустил один из вариантов развития ситуации в стране политолог.
По мнению Ализаде, «Туркменистан продолжит и в дальнейшем отдавать России газ за бесценок».
«Туркменбаши сумел обезопасить себя тем, что объявил страну нейтральной, и всякую политическую оппозицию уничтожил. И просто, за бесценок, отдавал газ России. Пытался наладить отношения с Западом, но у него ничего не вышло. Пытался проложить газопровод через Азербайджан, чтобы избавиться от России, но Азербайджан не позволил ему этого сделать по требованию Москвы. Пытался связаться с Ираном, чтобы через территорию этой страны проложить газопровод – не позволила Америка», – отметил он.
В связи с этим, как сказал политолог, «Туркмения сейчас находится почти в полной изоляции».
«Не думаю, что в ближайшее время там произойдут какие-то подвижки во внешнеполитических ориентирах», – подытожил политолог.