«Человеку-амфибии» 45 лет. Фильм, который снимали в Крыму и Баку, посмотрел каждый четвертый житель СССР (ФОТО)

    Кинолента, с триумфом вышедшая 45 лет назад в советский прокат экранизация затмила даже книгу Александра Беляева, создала новый жанр и новых звезд

    В киносезоне 1962 года “Человек-амфибия” стал лидером проката. На сеансах побывало 65,5 млн зрителей — каждый четвертый житель СССР. Парни подражали Ихтиандру: в моду вошли белые брюки и длинные волосы, а девушки мечтали о такой любви, как у Гуттиэре. Министр культуры Екатерина Фурцева говорила, что эта картина — подарок Министерству финансов.

    НА КУСТО НЕ ДАЛИ ДЕНЕГ

    Поначалу чиновники не верили в успех проекта и выделили, даже по тем временам, очень скромный бюджет. В наши дни режиссер Владимир Чеботарев вспоминал, что задыхался от нехватки денег. У него была возможность поработать с легендарным исследователем морских глубин Жаком Ивом Кусто — тот дал предварительное согласие. Но минкульт не дал валюты, а Кусто требовались средства хотя бы на переход корабля. Денег не было даже на советских дельфинов! Из Новороссийска ждали черноморских афалин, спецбригада их уже отловила, но доставить не смогла из-за отсутствия финансов. Пришлось покупать у крымских рыбаков хищников-катранов и морских свиней. Морскую часть сняли в Крыму — в 1960 г. режиссеры “Ленфильма” Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский выбрали Ласпинскую бухту в 10 км от Фороса и в 40 км от Севастополя. Для съемок из Финляндии пригнали старую рыболовецкую шхуну, которая стала “Медузой” Педро Зуриты. Кроме того, съемки проходили в районе Судака. А вот “сухопутную” часть заграничного городка сняли в Баку.

    КАСКАДЕРЫ

    Режиссер вспоминает: “Начали тренировки с аквалангом в бассейне: Коренев физически не очень подходил. Но оказался храбрым парнем. Когда у него вынимали в воде загубник, он целую минуту работал без прикрытия. Практически все сцены делал сам, только на самые сложные вызывали дублера — чемпиона по подводному плаванию, каскадера Владимира Иванова”. Именно Иванов в эпизоде ареста Ихтиандра прыгает с 25-метровой скалы в Гурзуфе. Наручники надевали на Коренева, он разбегался, а в воду сигал уже Иванов. Каскадер под водой находил акваланг и только после этого снимал шляпу, которая всплывала. Костюм для Ихтиандра художники сделали из чешуек белой пленки. Работа была сверхкропотливой — чешуйки нашивались по одной. А ласты, по совету подводников, купили в Германии.

    ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ…

    Режиссер рассказывает, что в 60-х Ласпи была диким местом с чистой водой (лишь спустя четверть века стали строить форосскую резиденцию Горбачева). Там и установили вольер для рыб и аквалангистов. Оператор-постановщик Эдуард Розовский стал пионером советского кино в подводном мире.

    — Он придумал интересное приспособление, — вспоминал Чеботарев к 40-летию фильма. — В Черном море вода была недостаточно прозрачной, не хватало живности для картинки, и он изготовил специальный раструб, который надевали на объектив подводной камеры и наполняли рыбой! Так вышло у нас рукотворное Карибское море: все панорамные съемки делали на фоне рыбы из раструба на первом плане. А еще мы первыми упаковали камеру в водонепроницаемый бокс, сделанный по спецзаказу.

    СТРАСТИ НЕ СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

    Родина советского Ихтиандра — Севастополь: там 20 июня 1940 г. родился Владимир Коренев. Актера на роль несколько месяцев искали по всей стране. Ассистентам дали установку: у Ихтиандра в глазах должно быть море, а у Гуттиере — небо. В числе соискателей были и пловец-чемпион, и “просто красавец” из Абхазии, родители которого обещали режиссеру “Волгу” и квартиру. Чеботарев соблазну не поддался и “поставил” на студента из ГИТИСа: “Я свел его с уже утвержденной Вертинской и увидел, что они совпадают”.

    Это совпадение чуть не стало роковым: на съемках в Ялте Коренева чуть не закрутил роман с Вертинской. Спас его семейную жизнь “киносоперник” Михаил Козаков: “Чего ждешь? — сказал он жене Коренева, актрисе Алле Константиновой. — Лети в Ялту!” В итоге, Коренев и его жена вместе уже более 40 лет.

    А Козакову по сей день приходится слышать: “Мы ненавидим вас за эту роль!” — для многих он остался коварным злодеем Педро, который мешал влюбленным.

    ТРАГЕДИИ ЗА КАДРОМ

    В фильме “Человек-амфибия” звучит мрачноватая песня: “Уходит рыбак в свой опасный путь, “Прощай”, — говорит жене. Может, придется ему отдохнуть, Уснув на песчаном дне”.

    Ее исполнил тогда еще подававший большие надежды молодой азербайджанский певец Эльман Расул-заде. Его судьба трагична. Темным бакинским вечером он и его приятель защитили девушку от уличной шпаны. Эльман вступился за девушку, завязалась драка, в ход пошел нож. Один из участников драки получил ножевое ранение. Толпа разбежалась при первых признаках случившегося, а подоспевшая милиция арестовала склонившегося над раненым певца. Суд отправил его в тюрьму, из которой он вышел с туберкулезом. О возвращении на эстраду не могло быть и речи, Эльман работал на стройках и любой сдельной работе. Семьи он так и не создал, друзей не стало. Под конец жизни прикованному к постели певцу некому было подать стакан воды. И однажды весной исполнитель хита “Человек-амфибия “свел счеты с жизнью — облил себя керосином и поджег одну из трех последних оставшихся у него спичек. По злой иронии судьбы, сгоревшая холостяцкая квартира Расул-заде располагалась в “Ичери-шехер”, где снимали эпизод фильма.

    РОКОВАЯ НАРГИЗ

    Уже нет в Баку и кафе “Наргиз”, где исполняли другой хит — “Эй, моряк, ты слишком долго плавал”. Мало кто помнит, что это кафе назвали в честь обворожительной загадочной бакинки, женщины сложной судьбы: восторженных поклонников, славу неприступной женщины и богатство сменил долгий тюремный срок — Наргиз обвинили в валютных махинациях.

    ИХТИАНДР XXI ВЕКА: ПАПАРАЦЦИ, СУТЕНЕРЫ И СЕКС

    Четыре года назад российский режиссер Александр Атанесян снял новую версию “Человека-амфибии”. Весь материал картины хотели снять на Кубе, но сезон дождей и проблемы с администрацией Фиделя Кастро внесли коррективы. На Кубе команде не хватило недели, и кинематографисты переехали в Крым, где в ноябре радовало только отсутствие москитов, барракуд и слежки агентов кубинской ГБ. Помещение присмотрели в оранжерее Воронцовского дворца. Самый эффектный прыжок с двух попыток сняли в “Артеке”, у скалы с Пушкинским гротом: “солдатиком” в холодное море с 24-метровой высоты. Костюм Ихтиандра хранили в стеклянной витрине:

    — Он красивый, но ужасно неудобный, — рассказывает новый “человек-амфибия” Саид Дашук-Нигматуллин (сын актера и каскадера Талгата Нигматуллина, шпиона-каратиста в “Пиратах ХХ века”). — Трехслойный, обработан силиконом и лаком. Хорошо что больше в нем плавал дублер — двукратный чемпион мира по подводному плаванию Андрей Диденко. Я же под водой чаще работал в обычной одежде — в пиджаках и брюках. За время съемок гидрокостюм неоднократно подшивали и подклеивали, фирменные ласты совсем разломались, но, в общем, наряд Ихтиандра нагрузки выдержал.

    Сумасшедший успех оригинала и неизбежное сравнение Коренева и Вертинской с актерами новой экранизации не смутила Атанесяна:

    — Люди, которым в 1962 году было 20 лет, будут хвалить старый фильм с наивными представлениями о заграничной жизни. Это неизбежно, ведь они были молоды, у них было совсем другое мироощущение. Но сейчас уже другие зрители, и мы не можем позволить себе такой наивности.

    Проводниками реальности наших дней в фильме стали два персонажа, которых нет у Беляева. Это импресарио, заманивающий колоритных девушек на работу в США, и американская журналистка Джина, ищущая сенсации.

    Еще сценарий предусматривал эротические сцены, но Атанесян настоял на их отмене. Дашука-Нигматуллина нашли в первый же день отбора кандидатов. А вот поиски Гуттиэре затянулись, пришлось даже перенести срок начала съемок. Атанесян и продюсер Валерий Тодоровский просмотрели более 600 претенденток, в том числе Алсу. На роль искали актрису, у которой во взгляде детскость сочеталась бы с взрослостью, и не столько красивую, сколько обаятельную. Да чтоб она умела петь, танцевать, плавать и ростом была не ниже 1,70 м и не выше 1,78 м, поскольку рост утвержденного Ихтиандра 1,81 м.

    — Я три месяца приходил на “Мосфильм”,— вспоминает Саид, — и каждый день мне приводили как минимум пять Гуттиэре. С каждой мне нужно было проговорить сцену знакомства на скале. Поэтому, когда мы уже реально снимали этот эпизод, на площадке со мной случилась натуральная истерика.

    Первокурсница ГИТИСа 18-летняя Юля Самойленко мелькнула на просмотре в начале седьмой сотни и именно ей судьба выкинула счастливую карту. Ее главную конкурентку, актрису “Сатирикона” Глафиру Тарханову не отпустил Константин Райкин.

    ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ: “Я МОГ “ПОЙТИ ПО РУКАМ”

    Владимир Коренев и сегодня остается таким же интеллигентым человеком, “какой-то особенной породы” (так его определяли в 60-х члены съемочной группы “Человека-амфибии”). В последние годы он — профессор, руководитель театрального факультета Института гуманитарного образования, народный артист России, ведущий артист Театра им. Станиславского — каждое лето приезжает на крымский фестиваль искусств “Боспороские агоны” и охотно вспоминает о своей работе в фильме “Человек-амфибия”:

    — По тем временам это был действительно хороший фильм с замечательным составом актеров, — рассказал Владимир Борисович. — Мне посчастливилось тогда сниматься с легендарным актером Николаем Симоновым, последним из великой плеяды. Там же сыграли молодой Михаил Казаков, Ася Вертинская… Она была еще маленькая, в школе училась. Картина о фантастической любви предопределила успех, который долго преследовал и меня как главного героя. Все это было, но главное, я не сломался. Хотя в той ситуации мог погибнуть и более опытный человек, чем я. Поклонники развращают актеров. Можно было просто “пойти по рукам”. Или, например, спиться. Все хотели меня напоить, угостить, устроить ежедневный праздник. И этот праздник жизни, ни на чем не основанный, продолжался целые годы… Слава Богу, я довольно быстро стал понимать, что зрительская популярность — это еще не все. Гораздо важнее уважение и признание профессионалов. Поэтому я больше дорожу театром, где работа сложнее.

    После выхода фильма на экраны на исполнителей главных ролей в нем свалилась невиданная слава. Владимира Коренева фанаты просто одолевали:

    — Несколько раз мне приходилось ремонтировать за свой счет подъезд. Он был весь до шестого этажа исписан губной помадой. Но, с другой стороны, было приятно. Потому что за этим стояли любовь, интерес. И я очень благодарен этим искренне любившим меня людям.