Эксклюзивное интервью AZE.az с директором Центра политических инноваций и технологий Мубаризом Ахмедоглу.
– Можно ли надеяться на результативность трехсторонней встречи в Казани?
– Встречи на уровне президентов всегда дают основание надеяться на результат. Во-первых, Президенты Азербайджана, Армении и России являются «последними инстанциями истины». Во-вторых, уже два года от встречи президентов ожидают информации о подписании документа.
Нагорно-карабахская проблема относится к той категории, в которой разрушить гораздо удобнее, чем созидать, потому что есть только одна сторона, желающая его решения – это Азербайджан. Армения не желает решения нагорно-карабахского конфликта, потому что нынешний статус-кво отвечает ее интересам, сопредседатели Минской группы ОБСЕ хотят продемонстрировать актуальность процессов, происходящих на Кавказе, посылают противоречащие меседжи, активность, «сверяют часы», а конфликт так и остается неурегулированным, другие страны предпочитают позицию наблюдателя. Позиция Европы совершенно непонятна…
Общеизвестно, что именно через Азербайджан идут газовые маршруты в Россию, Иран, Европу. Армения в случае войны грозит подорвать не азербайджано-российские и не азербайджано-иранские, а именно азербайджано-европейские маршруты, угрожая энергобезопасности Европы, тем не менее Европа продолжает оказывать Армении политическую и финансовую помощь.
До сих пор встречи президентов проходили в такой атмосфере. Поэтому была надежда на результат, однако безрезультатно. В этот раз трехсторонняя встреча происходит в другой атмосфере. Запад, то есть США и Европа признали приоритетность России в нагорно-карабахском урегулировании. До встречи в Казани Азербайджан и Армения воспринимали заявления Запада как риторику. Однако теперь Азербайджан и Армения стали понимать, что Запад отдал регион России и намерен отказаться от части своих интересов здесь. Поэтому Азербайджан и Армения строят свою политику на этом. Если США и Европа признают приоритетность позиции России, почему Азербайджан должен считать иначе. Азербайджан считает так же и действует сообразно этому. Как пример, Азербайджан стал членом «Движения неприсоединения». Это можно расценивать как отказ от вступления в НАТО и демонстрация этого отказа. Раньше в России считали, что как только Азербайджан решит нагорно-карабахский вопрос, сразу же вступит в НАТО. Теперь же Азербайджан не только заявил об отказе к присоединению к североатлантическому альянсу, но и сделал соответствующий шаг.
Важный шаг в осознании Азербайджаном приоритетности России, поддерживаемой Западом, связан с NABUCCO. Россия основательно или безосновательно решительно противиться проекту NABUCCO. Я бы даже сказал, что возможно Россия чувствительна не столько самому проекту, сколько именно термину “NABUCCO”, потому что у Азербайджана и без этого проекта есть возможность транспортировать свой газ в европейские страны. Однако если Россия политизирует этот вопрос, то Азербайджану незачем сталкиваться с РФ в этом, тем более, учитывая наличие нагорно-карабахского вопроса.
Армения так же осознавая приоритетность позиции России, принимаемой США и Европой, не предлагает Западу новых идей и предложений по поводу нагорно-карабахского вопроса и своей безопасности.
В Армении позицию России по Нагорному Карабаху считают проазербайджанской, от Запада Армения тоже ничего не ждет и теперь связывает надежды с Ираном. Именно этим продиктована готовность Армении на сотрудничество в различных направлениях с Ираном. Сразу же после Довильского заявления, «пропагандистские буклеты» МИД Армении были построены на теме Ирана. Обращает на себя внимание то, что эти «буклеты» тиражировали российские эксперты. Армяно-иранские и ирано-армянские отношения очень широки и разнообразны, они являются темой отдельного разговора. Самое главное заключается в том, что Армения поняла и признала приоритетность позиции России и сделала из этого выводы, исходя из своих интересов.
В преддверии встречи в Казани важно то, что армянское правительство считает себя слабым, а азербайджанское – сильным. Армяне настолько идеализировали понятие «мирное урегулирование», что теперь он у них связывается со своим бессилием. Официальный Ереван не нашел в себе мужество негативно отреагировать на Довильское заявление. Всем известно, что Аквильское, Мускокское и как продолжение Довильское заявления гласят о том, что нагорно-карабахский конфликт должен быть решен на основе обновленных Мадридских принципов.
Обновленные Мадридские принципы, состоящие из трех постулат и шести глав противоречат интересам Армении. Обновленные Мадридские принципы не позволяют Армении присоединить к себе, либо добиться независимости Нагорного Карабаха. Даже те, кто несколько месяцев назад критиковал обновленные Мадридские принципы, теперь поддерживает их.
Еще один важный момент в преддверии встречи в Казани – это изменение общественного сознания в Армении. Армянское общественное сознание восприняло Довильское заявление чуть ли не как спасительное заявление. Армяне группами поздравляли Азербайджан, выигравший Евровидение-2011. Армянские СМИ и общественность не стали критиковать армян, поздравивших Азербайджан с победой на Евровидении. Однако еще в начале года группа молодежи и один известный армянский музыкант, восхвалявшие азербайджанскую и турецкую музыку, стали объектом резкой критики со стороны армняских СМИ.
В преддверии встречи в Казани наметилась достаточная динамика в самой России, так и в ее отношениях с Азербайджаном и Арменией. Мы неоднократно указывали на действия армян в противовес российским интересам, при этом армяне называли Россию своим «стратегическим партнером». Мне хотелось бы затронуть три параметра, имевших место с момента проведения встречи в Сочи (5 марта 2011 года):
a) Саргсян признал, что нагорно-карабахский конфликт был основным детонатором развала Советского Союза. Вопрос, поднятый российским журналистом в этой связи, представляет еще большую важность;
b) Известный российский кинорежиссер Никита Михалков случайно или нет сказал о том, что Грибоедов переселил армян из Персии (Ирана) в Нагорный Карабах. Учитывая то, какое внимание придает российская общественность высказываниям Михалкова, можно считать эти заявления информационной бомбой о нагорно-карабахском конфликте. Значит, часть российской элиты осознала, что армяне не являются автохтонными в Карабахе, а были переселены сюда 180 лет назад Царской Россией.
c) Глава Администрации Президента России Нарышкин расценил российско-армянские отношения как «неплохие». И это при том, что официальные лица как в России, так и в Армении, характеризуют двусторонние отношения как стратегические.
В отношениях между Россией и Азербайджаном не было негатива. Наоборот, было много моментов, когда Россия и Азербайджан помогали друг другу. Просто, эта информация не попала в СМИ. Мало кому известно, что восстановление электричества в Дагестане после теракта заняло больше недели. Все это время Россия использовала азербайджанскую электроэнергию, как свою. После того, как Азербайджан стал членом «Движения неприсоединения», а также переговоры по NABUCCO прибавили веры в отношениях между Россией и Азербайджаном.
Также должны учитываться стремительно растущий политический вес и военная мощь Азербайджана. Президент
Азербайджана прекрасно координирует внутреннюю, внешнюю политику нашей страны и четыре указанных направления в контексте нагорно-карабахского урегулирования.
Все эти события, предшествующие встрече в Казани, создают новую атмосферу, делают эту встречу непохожей на предшествующие, что дает больше повода рассчитывать на результат.
– Почему местом проведения трехсторонней встречи выбрана именно Казань?
– Назначение местом проведения трехсторонней встречи Казань вызвало у меня ассоциации с назначением Ш.Шайдулина главой управления железными дорогами в Армении. Как известно, железные дороги Армении на протяжении 30 лет находятся под управлением России.
Теперь это управление называется Управлением южнокавказской железной дорогой. Россия назначила главой этого управления своего человека из Москвы. В то время официальные Ереван, обещавший отобрать у России управление армянской железной дорогой и передать ее Франции, создали много проблем управляющему из России. Вопрос был поднят на уровне тогдашнего президента России Владимира Путина, однако армяне и на этом не успокоились.
В то время официальная Москва, разозлившись на действия Еревана, назначила на этот пост Ш.Шайдулина с целью наказать Армению. Шовкат Шайдулин родился в Казани, он является татарином, живущим в Москве. Армяне время от времени высказывают свое недовольство этим назначением, но серьезного противодействия ему оказать не могут. То есть российский ставленник, татарин Ш.Шайдулин смог «угомонить» армян.
Однако есть еще несколько факторов:
Во-первых, официальный Баку в своих заявлениях по нагорно-карабахскому урегулированию приводил в пример статус Татарстана. Назначение встречи в Казани в этом смысле очень символично. Во-вторых, и это тоже очень важный момент – имидж Татарстана среди российской политической элиты. Политическая элита России воспринимает события в Татарстане как сепаратизм. Сепаратизм ли это или нет – отдельная тема. Важна позиция российской политической элиты.
Татарский сепаратизм – это сепаратизм, возникший на территории независимой России. Армянский сепаратизм появился в СССР. Он показал свою разрушительную силу, содействовав развалу Союза. Проведение встречи по Нагорному Карабаху в Казани можно расценивать как место встречи сепаратизма на территории бывшего СССР и нынешней России. Если официальная Москва преднамеренно идет на это, то значит в Татарстане армянам со стороны России будет дана взбучка и ее отголоски должны быть услышаны не только в Татарстане, но и на Северном Кавказе.
В последнее время армяне пытаются вбить клин в отношения России с Турцией. Мне думается, что Россия, решив нагорно-карабахский конфликт в Казани пошлет тем самым позитивный меседж Азербайджану, Турции и другим тюркоязычным странам. В любом случае, я вижу больше решительности России в определении места трехсторонней встречи.
– Как Вы расцениваете совместное заявление президентов США, России и Франции в Довиле?
-Трехстороннее заявление, принятое президентами стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в рамках саммита “G-8” в Довиле, значительно отличается от заявлений в Аквиле (Италия, июнь 2009 года) и Мускоке (Канада, июнь 2010 года). Разница заключается в решительности урегулировать нагорно-карабахский конфликт, а значит, выгодно Азербайджану.
Так, признается, что нынешняя ситуация в нагорно-карабахском конфликте является следствием применения силы.
Известно, что нынешняя ситуация посредников не устраивает и они хотят изменения положения дел. А силу применила Армения, захватив земли Азербайджана, значит, это послание адресовано ей. Кстати, эта мысль уже трижды озвучивалась в различных формах. В заявлении выходит на повестку термины «имитация переговоров» и «ответственность для стороны, тормозящей процесс мирного урегулирования».
В Довильском заявлении подчеркивается, что пришло время подписания документа, охватывающего общие принципы нагорно-карабахского урегулирования. Это довольно решительное заявление с достаточно конкретным смысловым наполнением. В Довильском заявлении указано конкретное время подписания этого соглашения – июнь 2011 года.
В этом заявлении отражен поэтапный вариант решения нагорно-карабахского конфликта:
– На первом этапе должен быть подписан документ по общим принципам нагорно-карабахского урегулирования;
– На втором этапе в короткий срок будет разработано большое мирное соглашение;
– На третьем этапе начинается практическая реализация соглашения.
Нынешнее Довильское заявление подтверждает вариант мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе «Мадридских принципов». Обновленные Мадридские принципы отражают три принципа (не применения силы или отказ от угрозы применения силы, территориальная целостность и право народов на самоопределение), а также на 6 положений, первое из которых состоит в том, что районы вокруг Нагорного Карабаха должны быть возвращены Азербайджану.
Принцип неприменения силы, отраженный в Довильском заявлении, на руку армянам. Естественно, что урегулирование конфликта на основе этого документа не означает, что Азербайджану преподнесут это решение, что называется, на подносе. Нет, мы должны быть готовы к военной и политической конфронтации с Арменией, а для этого в нашей стране должна быть на самом высоком уровне обеспечена внутригосударственная стабильность. Таковы правила игры в общественно-политической среде и в международной политике.
Также не следует упускать из виду заявления, сделанные в последнее время, в частности главой Европарламента Бузеком. Он открыто заявил, что Европа не признает Нагорный Карабах как независимый субъект и никогда не признает его таковым. Для Европы приоритетом является территориальная целостность, – отметил Бузек. Он открытым текстом заявил армянскому руководству «идите, готовьте свою общественность к решению нагорно-карабахского конфликта».