По словам президента Азербайджана, “мы были мотивированы, готовы идти до конца вне зависимости от того, кто будет на армянской стороне”.
Как передает AZE.az, накануне президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в международной конференции «Южный Кавказ – развитие и сотрудничество». Президент подробно ответил на вопросы руководителей «мозговых центров». В частности, он подробно ответил на вопрос украинки Алены Хливко, менеджера по стратегическим связям «мозгового центра Генри Джексона», о том, как Азербайджану удалось освободить оккупированные территории.
«Мы должны были иметь сильную армию, и для этого нужно было иметь сильную экономику. Все делалось последовательно, одно за другим, иногда даже параллельно. И нам нужно было новое поколение – поколение тех, кто будет идти до смерти, чтобы защитить свою родину. Это поколение было воспитано, и те, кто сражался и умер за Карабах в абсолютном своем большинстве никогда не видели Карабах. Они молодое, патриотичное поколение с высокой мотивацией.
Конечно, самое важное иметь сильную армию, и мы сделали это. Это было №1 для меня как президента на протяжении всех этих лет. Вот почему наши военные расходы были № 1 в сравнении с другими. №2 – образование, это было так же важно, потому что без этого вы не воспитаете патриотичных людей, которые пойдут и вернут эти земли обратно.
И, конечно, высокая мотивация. Мы были мотивированы, готовы идти до конца вне зависимости от того, кто будет на армянской стороне. И мы осознавали, что со стороны армян будет много кто. Это случилось, но не остановило нас. Во время войны я публично и неоднократно говорил, что готов остановиться, когда премьер-министр Армении предоставит мне график вывода. Мы не хотели этой войны, мы сражались на собственной земле. Он всегда отказывался. Но когда 9 ноября он согласился предоставить дату, это уже было после освобождения Шуши, тогда мы и остановились. Мы не хотели сражаться ни одного дополнительного часа. Поскольку мы не хотели, чтобы люди умирали.
Мы освободили оставшуюся часть в соответствии с актом о капитуляции. Это к тому, как мы сражались и как мы готовились. И если вы спросите меня о самом важном среди всего – я скажу абсолютно уверенно, что это дух. Это самое важное, вы никогда не победите страну, чьи люди полны духом защищать себя. Это может быть только временно. Мы продемонстрировали это и сейчас гордимся этим. Мы поддерживаем территориальную целостность Украины и всех других стран. Мы делаем это публично, не прячемся позади больших деревьев. Мы говорим то, что подразумеваем. Да, у нас хорошие отношения с Россией. Но и с Украиной у нас хорошие отношения, и интерпретация норм международного права не должна базироваться на политических предпочтениях.
Мы всегда были объектом такой политики, потому что даже до событий в Украине, территориальная целостность Молдовы и Грузии всегда очень открыто подчеркивалась международным сообществом, но когда очередь доходила до нас, то всегда звучал месседж – идите и договаривайтесь мирно. Но как договориться мирно с агрессором, который не хочет покидать твои территории. Мы пытались, я пытался на протяжении почти 17 лет, но затем мы увидели, что это невозможно. Затем мы увидели, что чем больше мы стараемся сделать это мирно, тем больше агрессор становится высокомерным и агрессивным. Они начали запугивать нас войной за новые территории и говорить, что Карабах – это Армения.
А сейчас они что говорят? Они говорят, что Карабах – это Азербайджан. И кто говорит это? Те же самые люди, которые заявляли, что Карабах – это Армения в 2019 году. Мы создали новую реальность нашими, как бы это сказать, руками и душой. Это то, что пережили мы, и я думаю, что это важно для любой страны – для достоинства, территориальной целостности и справедливости».