27 октября 2013 года в Грузии прошли президентские выборы, завершившие эпоху пребывания у власти Михаила Саакашвили, или, как его многие в Грузии называют, Миши.
Как сообщает об этом пишет на своих страницах Би-би-си.
Фигура Михаила Саакашвили, который дважды был избран президентом Грузии, вызывает в стране весьма неоднозначную реакцию. Но, какими бы противоречивыми ни были оценки, Михаил Саакашвили надолго запомнится жителям Грузии своей харизматичностью и порой неординарными поступками.
1 Роза и чай
В ноябре 2003 года после многодневных протестов на улицах столицы Грузии Михаил Саакашвили вместе с группой протестующих ворвался в здание парламента, где выступал с речью его предшественник Эдуард Шеварднадзе. Телохранители поспешно вывели растерянного Шеварднадзе из зала заседания, а Саакашвили взобрался на трибуну и жадно выпил стакан чая, оставленный его предшественником. Чай, оставленный Шеварднадзе, стал неким символом передачи власти и победы Революции роз в Грузии.
2 “Архитектурная революция”
Правительство Революции роз во главе с Саакашвили гордилось новыми дорогами и зданиями. Как правило, самые грандиозные проекты любил открывать сам Саакашвили. При этом президент требовал строить быстро, и местная пресса пестрела статьями об открытии президентом недостроенных зданий.
Но Саакашвили не только любил “разрезать ленточки”. Он был инициатором многих архитектурных новшеств. Подобный “революционный” стиль новых зданий в Тбилиси, Батуми и других городах Грузии нравился далеко не всем, в том числе объектом критики и причиной возмущения многих жителей столицы стал так называемый Мост мира – новый пешеходный мост на реке Куре в старой части Тбилиси.
3 “Фасадная демократия”
Новое здание парламента в Кутаиси, городе на западе Грузии, было предметом особой гордости Саакашвили. Именно в этом городе Саакашвили решил провести заседание парламента и отметить день независимости Грузии 26 мая 2012 года. Журналистам тогда приходилось пробираться в зал заседаний под строгим присмотром представителей департамента прессы парламента. Прикасаться ни к чему нельзя было – всё было еще недостроенное. Сам президент заявлял, что здание парламента – это символ прозрачности и открытости Грузии.
Но многие считают, что демократичность и прозрачность постреволюционной Грузии не продвинулась дальше фасадов новых зданий и офисов полиции, и здание парламента, действительно, во многом символизировало недостроенную и шаткую демократию в стране во время правления Саакашвили.
4 Грузинский туризм
Саакашвили нередко сам демонстрировал прелести и туристический потенциал Грузии. Глава государства появлялся на экранах телевизоров, то покоряя горы Сванетии в лыжном костюме, то на берегу Черного моря в плавках. В традиционной Грузии такое поведение первого лица государства нравилось далеко не всем.
5 Саакашвили-винодел
Внести свою лепту Саакашвили решил в развитие не только туризма, но и виноделия Грузии. В этом году в сборе урожая в винограднике Саакашвили даже помогал бывший президент Украины Виктор Ющенко и сын Саакашвили – Николоз, крестник Ющенко. После символического сбора винограда Ющенко получил в подарок винный кувшин, также подписанный крестником.
6 “Ментальная революция”
Сторонники партии Саакашвили “Единое Национальное движение” и симпатизирующие бывшему президенту аналитики отмечают, что Грузия сегодня – это другая страна не только из-за новых дорог и освещенных улиц. Главной борьбой, которую развернула команда Саакашвили, была борьба с ворами в законе и коррупцией. Сам Саакашвили как-то заявил, что главный экспорт Грузии в Россию – не вино, а воры в законе и криминал.
Правда, и в борьбе с криминалом оценки действий постреволюционного правительства далеко не однозначны. Результатом нулевой толерантности, объявленной постреволюционным правительством в борьбе с криминалом, стали переполненные тюрьмы, а Саакашвили и его правительство стали объектом обвинений в нарушении прав человека и тяжелой ситуации в исправительных учреждениях.
7 “Поедание галстука”
Кадры, на которых Саакашвили нервно жует свой галстук, снятые Би-би-си, были быстро подхвачены российскими СМИ. Кадры были сняты в августе 2008 года, вскоре после подписания соглашения о прекращении огня между Россией и Грузией при посредничестве ЕС. Инцидент с галстуком долгое время оставался предметом для шуток не только в России, но и в самой Грузии. Однако эти кадры – скорее напоминание об одних из самых тяжелых дней в истории новейшей Грузии – августовской войны 2008 года.
8 “Женолюб”
Личная жизнь грузинского президента также нередко становилась предметом обсуждения в Грузии. Масло в огонь подливали фотографии, на которых Саакашвили оказывался то в окружении откровенно одетых российских журналисток, то с известной массажисткой. При этом местная пресса не раз отмечала, что президент любит окружать себя красивыми женщинами не только в своей резиденции и во время поездок, но и в кабинете министров – ведь кресла министров во время президентства Саакашвили нередко занимали симпатичные молодые женщины.
9 Деньги на ботокс
Саакашвили немало времени посвящал визитам за рубеж. В то время как часть его соотечественников с гордостью наблюдала, как, выступая перед зарубежной аудиторией, владеющий несколькими языками харизматичный президент обходится без написанной заранее речи, многие его обвиняли в растрате бюджетных средств на личные развлечения и нужды.
В мае телеканалом “Имеди” были добыты документы, согласно которым президент потратил более 11 тыс. евро бюджетных средств на косметические процедуры и инъекции ботокса во время поездок в Нью-Йорк в 2009 и 2011 годах.
Сам Саакашвили подобные обвинения в свой адрес отверг, объясняя траты необходимостью рекламы Грузии и привлечения в страну инвестиций.
10. Саакашвили – любить или ненавидеть
Каким войдет в историю Грузии Михаил Саакашвили – первый президент в истории постсоветской Грузии, оставивший свой пост после выборов, – по-видимому покажет время. В целом после почти 10-летнего правления в Грузии трудно найти человека, который на вопрос об отношении к Михаилу Саакашвили пожмет плечами. Его или любят, или ненавидят.
Для части населения он остается символом новой, освобожденной от коррупции и криминала Грузии. Но для многих уход Михаила Саакашвили – это завершение эры единоличного авторитарного правления, подконтрольных СМИ, коррупции в “верхах” и полицейского государства.