Афлатун Амашов: «Только 5% азербайджанской прессы независимы»

Председатель Совета по прессе Афлатун Амашов дал интервью, где поделился своим взглядом на насущные проблемы прессы в Азербайджане.

Как передает Bakililar.AZ, председатель Совета по прессе Азербайджана Афлатун Амашов дал интервью АПА.

– Как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние азербайджанской прессы?

– Категорически не согласен с мнением, что в Азербайджане отсутствует свобода слова и прессы. У каждого в стране есть возможности свободно выражать мнение.

Журналистика является частью общества и параллельно развивается с нею. По сравнению с другими сферами, журналистика находится впереди.

Наряду с решением своих проблем, журналистика вынуждена решать проблемы общества. Но из-за переходного периода проблем в журналистике много. Это в целом связано с развитием общества, образом мышления и внутренними проблемами.

Пока азербайджанская журналистика не может выполнить возложенную на нее обществом миссию. В стране мало независимой прессы. Прежде всего, это связано с образом мышления, отношениями журналист-чиновник, тяжелым экономическим положением прессы и др.

Журналисты Азербайджана являются самой бедной прослойкой населения. Определенную роль туту играют и внутренние факторы. В большинстве редакций не соблюдаются требования Трудового кодекса.

– Выходит, что пресса находится в плачевном положении. Какова ответственность Совета по прессе за подобную ситуацию?

– В Азербайджане действует до 50-ти организаций журналистов, каждая из них несет определенную миссию.

Совет по прессе является учредителем около 200 газет, журналов и информационных агентств. Миссия Совета по прессе связана не с решением проблем печати, а с содействием в устранении проблем в отношениях журналистики и общества, прессы и власти.

С момента создания Совета по прессе к нам поступило 7 тыс. жалоб, в которых высказывается недовольство печатными органами. Задача структуры решить эти вопросы, не доводя дело до суда.

Совет по прессе создается в той стране, в которой существует независимая печать и нет больших проблем в этой сфере.

После создания Совета по прессе значительно уменьшилось число судебных тяжб и штрафов в отношении газет.

Интересно, что большинство СМИ Азербайджана видят свою миссию не в информировании общества, а в служении собственным интересам. Поэтому, наши решения не дают достаточного эффекта.

– Справляется ли Совет по прессе с возложенной на него миссией?

– Сегодня миссия Совета по прессе осталась в стороне, мы заняты совершенно другой работой. Эта деятельность мешает нормальной деятельности структуры. Вся тяжесть прессы ложится нам на плечи.

Но решение этих проблем не является нашей обязанностью. Ругая других и делая заявления в связи с госорганами, Совет по прессе за два дня может превратиться в самую активную структуру страны. Но мы не считаем это приемлемым.

– Среди журналистов существует мнение, что невмешательство Совета по прессе в процессы связано со слабостью председателя структуры.

– Находясь на посту председателя Комитета защиты прав журналистов «Рух» я отмечал, что нашей основной задачей является защита прав журналиста.

Какой-то редактор намеренно подвергает своего сотрудника избиению, а мы это обсуждаем это. В ходе митингов я знал, почему какой-то журналист позирует перед камерой. Затем определенная часть этих журналистов покинула страну.

Миссией Совета по пресс является оказание помощи развитию печати, защита граждан от неэтичных статей.

Глав газет предъявляющих претензии Совету по прессе, несмотря на то, что сами являются его учредителями, не оказали за эти 4 года никакой помощи в развитии и формировании структуры. Они даже не заплатили свои членские взносы.

– Например…

– Например, газета «Азадлыг». Главный редактор этой газеты Ганимат Захидов 2 года был членом Совета по печати, и в настоящее время является членом СП в запасе. Однако до сих пор он не выплатил ни копейки членских взносов.

Активность, требующуюся от Совета по печати, видят только в борьбе против властей. От Совета требуют митингов. Однако эти вопросы не входят в полномочия СП. Я отношусь ко всем журналистам одинаково, мы не хотим, чтобы журналисты арестовывались. Совет и меня, как председателя, касаются все проблемы журналистики, в том числе, проблема «рэкета» в печати. Я не могу остаться в стороне.

– Кто на сегодня является старейшиной азербайджанской прессы?

– Ответить на этот вопрос немного трудно. В азербайджанском обществе существует проблема интеллигенции. В 30-х годам большая часть интеллигенции Азербайджана была уничтожена. Не хочу называть имена, но сегодня в журналистике есть редактора, несущие на себе весь груз нашей прессы. Часть этих людей собралась в Совете по печати.

– Удовлетворяет ли Вас отношение властей к прессе?

– На этот вопрос невозможно ответить однозначно. По сравнению с соседними странами, наше государство больше заботится о прессе. В большинстве стран открыть печатный орган не так просто, как в Азербайджане. Сегодня любой человек может открыть в республике свою газету.

В республике существует либеральное законодательство, связанное с прессой, что демонстрирует отношение правительства к этой сфере. Несколько раз замораживались долги газет издательству. И таких примеров множество. Ни в одной из стран СНГ печати не создаются такие условия.

Однако есть и проблемы, и их немало. Настало время для их комплексного решения. Мы подготовили и представили в президентский аппарат стратегию и программу, связанные с оказанием государственной помощи прессе. В настоящее время эти документы изучаются. Мне кажется, что оленью стратегия будет утверждена и определятся формы помощи прессе.

– Вы сами говорите о тяжелом положении прессы. Однако из ваших же слов следует, что власти не несут за это ответственности…

– Трудное положение прессы связано с неразвитостью рекламного рынка. Если этот рынок расширится, пресса получит возможность самостоятельно решать свои экономические проблемы. Власти однозначно должны быть заинтересованы в создании в стране независимой прессы. Все члены общества должны быть заинтересованы в получении информации посредством органов печати.

– Все ожидали, что программа государственной помощи развитию прессы будет подписана в преддверии Дня национальной печати. Но этого не случилось.

– Мы тоже с надеждой ожидали, что накануне праздника будут освобождены находящиеся в заключении журналисты, будет принят ряд документов, касающихся экономического положения печати. Однако в связи с отсутствием в это время в республике президента решение вопроса опоздало.

Я думаю, что в ближайшие месяцы вопрос найдет свое положительное решение. Совет по печати делает все, от него зависящее. Государство всегда заботилось о прессе, верю, что эта забота будет продолжаться. Речь идет о создании условий для развития прессы. Мы хотим, чтобы пресса стала независимой.

– Сколько сегодня журналистов за свои публикации находятся под арестом?

– Журналисты не должны арестовываться за свои публикации. Чувствуется давление определенных международных организаций на Азербайджан в связи с законодательством по диффамации. У международной общественности формируется негативное мнение по Азербайджану. В реальности же журналисты не соблюдают правила профессионального поведения.

При внимательном рассмотрении, видно, что в деятельности всех журналистов существуют определенные нарушения закона. Но насколько эти нарушения являются основанием для их ареста? Мы должны подумать над этим. Мы должны постараться добиться помилования журналистов безо всяких обсуждений.

– Вы не сказали о числе находящихся в заключении журналистов.

– В международных организациях упоминаются имена 7 арестованных журналистов.

– Но ведь и сотрудник газеты «Бизим йол» Мушфиг Гусейнов тоже включен в список арестованных журналистов.

– Нет, сотрудника этого издания включать в данный список нельзя. Руководство газеты заняло правильную позицию в связи с этим инцидентом. В день, когда это случилось, мне поступила информация. Это то, что всегда происходит. Я очень плохо отношусь к подобным фактам.

– Кто из журналистов чаще всего нарушает профессиональную этику?

– Я не могу назвать имен. На днях мы начнем мониторинг свыше 100 газет. После того, как выясним, какая из газет и авторов нарушают профессиональную этику, огласим их имена.

Большая часть азербайджанской прессы сегодня занимается рэкетом. Среди таких печатных изданий есть и ежедневные газеты. Я пока не хочу обнародовать их имена, имидж прессы и без того не безупречен. Сегодня 2/3 азербайджанской прессы занимается рэкетом.

Правоохранительным органам следует вести борьбу с этим явлением. Мы не удовлетворены работой этих структур в данной сфере. Ни для кого не секрет, что за некоторыми газетами стоят чиновники.

Правоохранительные органы их сторонятся. Несомненно, что здесь речь идет о больших деньгах. Сегодня 70% органов азербайджанской печати занимаются рэкетом, 20-5% печатных органов политизированы, и только 5% независимы.

– Почему затягивается вопрос создания омбдусмана печати в Азербайджане?

– Когда был принят закон «О свободе информации», учреждение этого института планировалось в течение одного года. Этот срок уже прошел.

– Когда состоится очередной съезд азербайджанских журналистов?

– Уже настало время для проведения съезда. Президиум Совета принял решение по данному вопросу. Проведение форума возможно осенью

– Истекает срок Вашего правления в Совете…

– По уставу, истекает срок моих полномочий. Однако мы только начали формировать Совет по прессе. Совет недавно был обеспечен зданием. Вероятно, этот вопрос затянется.

– Чувствуется, что Вы не хотите уходить с должности председателя.

– Это зависит не только от моей воли. Определенная работа проделана, кое-что еще нужно сделать. Я хочу, чтобы Совет по прессе формировался как независимая структура.

– Чем будете заниматься после ухода с поста председателя Совета по прессе?

– Я журналист, и мое место среди журналистов.