Эксклюзивное интервью AZE.az с директором Центра политических инноваций и технологий, политологом Мубаризом Ахмедоглу.
– Как по-Вашему, станет ли саммит ОБСЕ в Астане поворотной точкой в нагорно-карабахском урегулировании, то есть можно ли предполагать, что если саммит не даст результатов, Азербайджан прибегнет к другим способам освобождения своих земель из-под оккупации? Какова вероятность того, что в этом случае начнется война?
– Саммит в Астане будет результативным, даже если по его итогам не будет подписан документ, сам этот саммит уже результат. Вся деятельность Армении в последнее время направлена на то, чтобы не допустить подписания документа по нагорно-карабахскому конфликту. Армения смогла создать феномен, называемый «синдромом последнего дня».
В течение этого года Армения активно участвует в переговорном процессе, даже зная, что обсуждаемый документ и принципы не в интересах Армении, эта страна активно и уверенно участвует в нем. Армения убеждает других участников переговорного процесса, что именно этот документ является решающим документом в нагорно-карабахском конфликте. В том числе, в отношениях с Россией.
РФ заняла конструктивную позицию и проявляет решительность. В последний момент Армения что-то обещает и в итоге все возвращается на исходные позиции. Все ожидают подписание документа на саммите ОБСЕ, однако Армения каждый раз что-то выкидывает, и на саммите не удается подписать серьезный документ. На саммитах в Мадриде, Хельсинки и Афинах Армения действовала точно такими же способами.
В Афинах на министерском совете ОБСЕ Армения оказалась в затруднительном положении. Делая из этого выводы, сопредседатели Минской группы ОБСЕ хотят приехать на саммит ОБСЕ в Астане с заранее согласованным, парафированным, а если можно и подписанным документом по нагорно-карабахскому конфликту. Поэтому если Армения не даст своего согласия, или будет препятствовать его принятию, Армения серьезно потеряет в авторитете.
Мне даже кажется, что происходящее вокруг Армении это больше не результат давления Азербайджана, а исход политики, проводимой самой Арменией. Все устали от армян, большинство идей, предлагаемых армянами, не принимаются, со временем во всем мире, в особенности США, России и Франции позиции армян ослабнут, они понесут серьезные потери.
Конечно, иначе и быть не может со страной, ведущей свою нацию к эре питекантропов, или в Европе не понимают, почему у Армении проблемы со всеми четырьмя своими соседями? В то же время велика роль политики, проводимой Азербайджаном. Азербайджан для решения нагорно-карабахского конфликта ведет борьбу с армянами всего мира.
Армения таким поведением может вызвать серьезное недовольство в Астане, но не только Армения, это также ударит по имиджу России.
Что касается силового решения конфликта, то он всегда реален. Подготовка Азербайджана к войне ввергла Армению в то положение, в котором она сейчас пребывает. Если на саммите в Астане не будет подписан документ по реальному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, это прямой путь к войне. Если же документ будет подписан, Азербайджан будет ждать его реализации. Если Азербайджан начнет войну в нынешнем положении, она не ограничится только Нагорным Карабахом, так как пока не решен армянский вопрос, проблема оккупации азербайджанских земель решена не будет.
Армяне проводили захватническую политику в отношении азербайджанцев и в советское время, поэтому я полагаю, что если Азербайджан начнет войну, он как минимум должен остановить военные действия после возвращения Зангезура, и получения международных гарантий ведения Арменией нормальной политики со всеми ее соседями.
Фаворит войны Армении и Азербайджана известен. Это, однозначно, Азербайджан. Ни при каких условиях Армения не сможет победить Азербайджан. В особенности, на фоне нынешнего отношения Армении к России, весьма сомнительно, что РФ вступится за Армению. Россия, зная о существовании нагорно-карабахского конфликта, слыша военную риторику, декларируемую Азербайджаном, продала Азербайджану самую современную наступательную и оборонительную технику. В Астане решится быть войне, или нет.
– В преддверии саммита в ОБСЕ из Армении все чаще доносятся заявления о том, что Серж Саргсян не поедет в Астанут, по-вашему такое возможно? Чем обернется для Армении этот шаг?
– Это самый желаемый вариант. Нагорно-карабахский конфликт поглощает армянскую государственность, выводит ее из строя. В Армении нет экономического развития, население бежит из этой страны. На фоне подорожания, Армению ближайшей зимой ждет голод, ситуация в армии всем известна. Армянский президент участвовал, начиная от обеспечения армянской армии, в ее формировании. Бандитско-воровская психология армянской армии схожа с самим Сержем Саргсяном. Армянскую армию можно рассматривать как бандформирование, обладающее пушками и танками.
Серж Саргсян прекрасно осведомлен о реальной геополитическом, политическом и экономическом положении своей страны, поэтому он пытается восполнить эту пустоту созданием мифа. Из этого можно сделать вывод, что Армения знает о причинах нагорно-карабахского конфликта, но не может принять решение для урегулирования этого конфликта. В этих условиях силы, уважающие армянский народ, должны без участия руководства Армении принять решение по нагорно-карабахскому конфликту в Астане.
Я верю, что эти силы спустя 3-5 лет получат благодарность от президента, избранного народом Армении. Поэтому неучастие Сержа Саргсяна на саммите ОБСЕ в Астане может быть полезно.
– Чем вызвана активность России в преддверии саммита ОБСЕ в Астане? Примечательно, что как на уровне президентов, так и на уровне министров иностранных дел Азербайджан и Армения проводят встречи по нагорно-карабахскому урегулированию с российской стороной, другие посредники, словно оставшись в стороне, молча принимают это лидерство…
– Активность России ожидаема. Если Вы обратили внимание, президент Ирана, будучи в Азербайджане, ни разу не использовал термины «оккупация» и «территориальная целостность», зато признал, что Азербайджан защищает Иран. В этой связи следует искать причины того, почему Иран не защищает Азербайджан.
Азербайджану, проводящему независимую политику, не по пути с авантюристской политикой Ирана, зато Армения смогла убедить Иран в том, что в случае поддержки армянской позиции в вопросе Нагорного Карабаха, выдаст Ирану все антииранские планы США и России, а также окажет поддержку Ирану в вытеснении Запада и России из региона.
В этой ситуации Армения может пойти на самые опасные авантюры. В случае войны, Армения, не обладающая собственными ресурсами, и не имеющая вследствие блокады возможности получить дополнительные ресурсы, пойдет на сделку с Грузией и Ираном. Российская база в Армении станет предметом этой сделки. Иран и Грузия проводят антироссийскую политику, и опасаются российской военной базы в Армении.
В России, наверное, просчитывают такой вариант. Как ресурс продолжения своей оккупационной политики, армяне могут привлечь боевиков Северного Кавказа, а это для России будет смертельным ударом.
Армения может пойти на этот шаг. Временами для удержания Нагорного Карабаха в оккупации Армения меняла партнеров. В течении долгого времени партнером Армении были США, затем армяне разыграли европейскую карту. Нефтегазовая стратегия Азербайджана и поддержка еврейского лобби изменили ситуацию, поэтому теперь Россия стала для Армении партнером номер один в деле сохранения Нагорного Карабаха в оккупации.
Сейчас в Армении считают, что Россия устала, и есть необходимость сменить партнера. С другой стороны, Россия в последнее время очень активно сближается с Азербайджаном. Азербайджано-российские отношения в регионе и в контексте Ближнего Востока очень перспективны, поэтому Армения пытается изгнать российские предприятия из своей страны, изгнать русский язык.
Обратим внимание на заявления, высказанные официальным Ереваном за последнюю неделю. Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что есть аспекты, сближающие Армению и Россию, но есть и те, по которым интересы двух стран различны, а также, что Армения и Россия – различные цивилизации. Это тот самый Шаварш Кочарян, которому месяц назад ведущие российские СМИ предоставили трибуну для оскорбления президента Азербайджана.
Один из ранее занимавших высокопоставленные должности в Армении признал, что Запад использует территорию Армении для проведения антироссийской политики.
Будучи в Туркменистане, Серж Саргсян заявил, что соглашения и заявления, принятые за рамками Минской группы ОБСЕ, контрпродуктивны. Тем самым Серж Саргсян проявил резкое негативное отношение к активности России, начатой с 27 октября в Астрахани.
Оккупация Арменией Нагорного Карабаха раздробила Азербайджан, теперь же она поглощает армянскую государственность. В то же время политика Армении по Нагорному Карабаху является самой большой угрозой региональной политики России и безопасности Южного Кавказа. Другие сопредседатели признали приоритетность России в нагорно-карабахском вопросе. Об этом они официально заявляли как минимум два раза.
– Всем известно, что нагорно-карабахский конфликт будет широко обсуждаться на саммите ОБСЕ в Астане, однако официальный Ереван не высказывается по этому поводу, не оглашает своей позиции, предпочитая отмалчиваться. В отличие от этого армянская диаспора уже готовится к войне за Нагорный Карабах. С чем по-Вашему связано это противоречие позиций?
– Вся политика Армении полна противоречий, поэтому невозможно понять, когда эта страна блефует, а когда говорит правду. Лично для меня «Виртуальная Армения» на 180 градусов отличается от Армении реальной. Армения не знает, что делать, армяне хотят показать себя кавказцами, эдакими кавказскими удальцами.
Вопросы, выдаваемые за национальные, на самом деле искусственные, надуманные, поэтому армянам надо помочь в принятии решений по стратегическому развитию и нагорно-карабахскому конфликту. Это важно для существования армянского народа на Кавказе.
– Азербайджан по собственной инициативе временно отложил рассмотрение резолюций по Нагорному Карабаху в ООН и ПА НАТО. Как Вы считаете, это связано с тем, что официальный Баку ждет итогов саммита в Астане, и лишь после этого примет решение о дальнейших действиях?
– В последнее время ООН стала активной площадкой для обсуждения нагорно-карабахского конфликта. Ранее армяне признавали только формат Минской группы ОБСЕ, теперь же, сами того не зная, попали в дипломатическую ловушку Азербайджана, подняв в ООН вопрос Нагорного Карабаха.
В последнее время ООН по сравнению с ОБСЕ в 2-3 раза больше активизировался в вопросе обсуждения нагорно-карабахского конфликта. 13 декабря Генассамблея ООН обсудит проект резолюции «О положении на оккупированных землях Азербайджана». Организация Исламская конференция также обсудит проект аналогичной резолюции, можно ожидать, что в скором времени к этим шагам присоединится и ГУАМ.
Если Армения на саммите ОБСЕ в Астане предпримет шаги, которые не одобрят США, Россия и Франция, нагорно-карабахский вопрос будет выдвинут на обсуждение в Совбезе ООН. Очередную резолюцию Совбеза ООН по Нагорному Карабаху можно рассматривать как санкцию, разрешающую силовую развязку конфликта.