Как говорится в отчете комиссии НАСА, которой было поручено изучить состояние здоровья астронавтов, несмотря на то, что двое из них были явно под хмельком, им все равно разрешили участвовать в полете.
Комиссия, состоящая из восьми человек, была назначена в феврале после ареста астронавта Лизы Мари Новак. Новак, капитан военно-морского флота США, была влюблена в другого астронавта и обвиняется в нападении и попытке похищения соперницы. Она уволена из НАСА и ожидает суда.
Обнародованный в пятницу отчет комиссии состоит из 12 страниц, но сенсацию вызвали четыре абзаца, в которых говорится, что астронавты крепко выпивали у себя в общежитии в Космическом центре им. Кеннеди, куда их помещают в карантин за три дня до полета, и что двое были под хмельком, но тем не менее начальство дало им “добро” на полет.
Один вылетел на российском космическом корабле, а другой входил в экипаж американского корабля многоразового использования.
Вылет последнего был отложен по техническим причинам, и астронавт, о котором идет речь, выразил желание вернуться из Флориды домой в Хьюстон за штурвалом реактивного самолета. Отвечая на вопросы журналистов, глава комиссии полковник Ричард Бакманн сказал, что не имеет понятия, осуществил ли астронавт-гуляка свое намерение.
В отчете комиссии не приводятся имена предполагаемых нарушителей и иные подробности.
Традиция, не зафиксированная в документах
По словам Бакманна, комиссия не ставила себе цели проверить достоверность сообщений об указанных инцидентах, о которых она знает со слов опрошенных ею астронавтов, членов их семей и медиков. Ее больше волновало то обстоятельство, что, если верить словам опрошенных, перед полетом астронавты были явно под градусом, их товарищи и медики известили об этом начальство, но оно все равно разрешило нарушителям лететь.
В НАСА давно заведено, что астронавту запрещается употреблять спиртное в течение 12 часов перед тренировочным полетом на реактивном самолете. По традиции, это правило должно соблюдаться и перед вылетом в космос, но оно не было зафиксировано в официальных документах. Сейчас этот пробел намереваются заполнить.
Полковник Бакманн и его коллеги замечают, что первые члены отряда астронавтов были профессиональными летчиками-испытатателями, имевшими заслуженную репутацию гуляк. Они видят здесь истоки терпимого отношения к таким вещам.