А.Моллазаде: Я нахожусь под тяжелым впечатлением от посещения Нагорного Карабаха

Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, лидер Партии Демократических Реформ Азербайджана Асим Моллазаде дал интервью Новостной службе Bakililar.AZ.

– Как Вы охарактеризуете общественно-политическую ситуацию в Азербайджане в преддверии парламентских выборов?

– Политические партии готовятся к выборам. И, к сожаление как это у нас часто бывает, подготовка сопровождается не очень высокой политической культурой. Чаще всего подготовка к выборам проходит в форме различных столкновений, взаимных обвинений и само по себе можно говорить о том, что в стране в целом пока не чувствуется предвыборной атмосферы. Она проявляет себя только в локальных конфликтах между различными политическими группировками. Но мы надеемся, что ближе к выборам все утрясется, и политические партии смогут активно участвовать в процессе.

– Среди оппозиции наблюдается некоторое затишье, с чем это связано и что на Ваш взгляд необходимо для формирования в стране сильной оппозиции?

– Для формирования в стране сильной оппозиции первым долгом должна создаться серьезная политическая система. Каждая политическая партия должна отражать интересы различных социальных групп. В стране должна быть серьезная медиа, отражающая различные политические тенденции и, думаю, что у нас в стране данный процесс в зачаточном состоянии. И, наверное, для того, чтобы в Азербайджане была создана серьезная политическая система, должна произойти смена поколений.

В политику должны прийти молодые, грамотные политические менеджеры, хорошо образованные и хорошо владеющие как предметом в области, которой занимаются, так и достаточно серьезно изучившие в этом плане мировой демократический опыт. Нужно время, нужна смена поколений. Тогда мы сможем говорить о том, что в Азербайджане будет достаточно серьезная политическая структура, отражающая не какие-то мифические интересы, а конкретно интересы различных социальных групп.

– Власть нередко обвиняет оппозиционеров в служении определенным кругам за рубежом, за счет которых она, то есть оппозиция, по мнению власть имущих, финансируется и глашатаем которых является, как правило, это критика в адрес Азербайджана по поводу нарушения демократических прав и свобод. Ваше мнение на этот счет.

– Во-первых у меня нет информации о финансировании каких-либо политических сил из-за рубежа. Те, у кого есть такая информация, и они ее скрывают от правоохранительных органов, они нарушают закон. Потому, что финансирование политических партий из-за рубежа является серьезным нарушением Азербайджанского законодательства. Поэтому подобные вопросы должны обсуждаться не на страницах печатных изданий, а должны конкретным образом решаться правоохранительными органами страны. Данная информация должна основываться на конкретных фактах, а не быть голословной.

– Если Запад беспристрастен в своей оценке демократии, так почему не слышится столь же резкая критика в адрес Армении, где права граждан, судя по очеркам армянских СМИ, нарушаются постоянно, и с чем связано применение двойных стандартов в отношении Азербайджана?

– Причина критики Азербайджана на Западе неоднозначна и есть различные причины, по которым это делается и есть различные силы, заинтересованные в ее интенсивности. Что касается Армении, то надо, прежде всего, отметить, что Армения вообще сегодня в мире играет как бы роль такой enfant terrible. И виртуальная Армения, обладающая очень серьезным политическим влиянием в мире, и имеющая большое количество представителей в правозащитных организациях на Западе остается вне критики, несмотря на грубейшие нарушение прав человека в этой стране.

К примеру, вот уже несколько лет в Армении было предъявлено обвинение депутату парламента и главному редактору газеты. Он находился в розыске. А в прошлом году он был осужден. Ему вынесли приговор 8 лет тюремного заключения. Речь идет о Николе Пашиняне. И этот факт не отражается и не обсуждается международными правозащитными организациями. Кроме того, есть резолюция Совета Европы о закрытии телевидения в Армении. Таких примеров очень много. Тем не менее, Армения благодаря своей виртуальной силе остается вне критики.

А говоря о конкретном фокусировании на Азербайджан, возможно так же связано с влиянием определенных кругов Армении, использующей этот фактор для оказания давления на Азербайджан.

– Как вы знаете, Bakililar.AZ уделяет большое внимание освещению азербайджано-армянской проблематики, поэтому хотелось бы затронуть Ваш визит в составе нашей делегации в Армению и оккупированный Нагорный Карабах. Асим муаллим, Вы принимали участие на встрече с президентом Армении и главой сепаратистского режима Бако Саакяном, как Вам кажется, послужит ли «народная дипломатия» сближению позиций конфликтующих сторон?

– Во первых, я не считаю данную поездку частью «народной дипломатии». Так как в ней участвовали представители парламента, послы. В этом случае такая поездка является другой плоскостью продолжения государственной политики и государственных интересов. Возможно, время для народной дипломатии еще не наступило. Нам кажется, что народная политика будет эффективной тогда, когда будут сделаны конкретные шаги по урегулированию этого конфликта.

Армения, по-видимому, не желает осуществлять эти шаги. А первым шагом для того, чтобы начать развязывать узел должен быть вывод армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. Армения делает все возможное, чтобы избежать этого. И сегодня у меня такое ощущение, что со стороны Армении мы более имеем дело с имитацией переговорного процесса, чем с серьезным желанием достижения мира.

– Возможно ли на Ваш взгляд продолжение «народной дипломатии», начатой Поладом Бюль-Бюльоглу и Арменом Смбатяном, учитывая тот факт, что нынешний посол Армении в России Олег Есаян представлял в свое время сепаратистский режим Нагорного Карабаха?

– Ну, если учесть, что сегодня и уже многие годы руководство Армении является представителями Нагорного Карабаха, то можно было бы говорить о том, что бессмысленно вообще продолжать переговорный процесс. Но нам кажется, что подобные мероприятия, если они серьезно освещаются СМИ и становятся общественным достоянием, и привлекают внимание общества, они должны продолжаться. Все серьезные шаги, направленные на достижение мира, должны быть использованы. И участие Азербайджана в подобных процессах и подобных акциях является демонстрацией желания Азербайджана мира. Нам серьезно нужен мир. И честно говоря, я не вижу никакой альтернативы мирному процессу. Даже если есть очень маленький шанс на мирные переговоры, надо стараться его использовать.

– В последнее время все чаще звучат мнения о возможности силовой развязки карабахского конфликта, этому во многом способствует неконструктивная позиция Армении в переговорном процессе, как на Ваш взгляд исчерпан ли ресурс мирного урегулирования азербайджано-армянского конфликта? Вы в составе нашей делегации встречались с президентом Армении, о чем дают судить заявления Сержа Саргсяна?

– Я вообще противник обсуждения и заявлений, призывающих к войне. Я против войны. Нам нужен мир. И даже если мирные переговоры проходят очень тяжело, даже если нет никаких серьезных достижений на нынешнем этапе, необходимо продолжать усилия и серьезную работу в этом направлении.

Встреча с президентом Армении у меня оставила впечатление, что есть возможность достижения мира, и, в этом плане нам необходима серьезная помощь международных организаций, международной общественности, которая должна оказать давление на Армению, чтоб Армения серьезно продвинулась в мирном процессе. Подготовленные конкретные предложения, так называемые Мадридские принципы, поддерживаемые Минской группой ОБСЕ.

И нам кажется, что в этом направлении ОБСЕ, наконец, должны спросить, почему Армения не реализует резолюций Совета Безопасности ООН, почему Армения отказывается от принятия предложений, которые выдвинуты Минской группой, и, возможно в этом случае мы найдем какой-то отклик в Армении и станем свидетелями конкретных шагов в направлении мира.

Сейчас, к сожалению, Армения саботирует мирный процесс, Армения имитирует свое активное участие в переговорах и, нет никакого серьезного результата.

– И последний вопрос. В каком состоянии были оккупированные земли Азербайджана на момент Вашего визита в Нагорный Карабах?

– В ужасном! Я нахожусь под тяжелым впечатлением от посещения Нагорного Карабаха. И я абсолютно уверен в том, что Азербайджан в состоянии превратить этот край в самое развитое и богатое место нашего региона. Азербайджан сегодня готов сотрудничать с армянской общиной для того, чтобы она вместе с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха работали над превращением региона в цветущий край, а не в выжженную землю.

Нагорный Карабах, который я увидел, мне напоминает кадры из фильма «Солярис». Особенно Шуша.