Как сообщает AZE.az, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян был почти лаконичен, обозначив в самом начале своей речи «исходные реалии, которые диктуют политическое поведение Армении».
Его анализ выглядит настолько неожиданно, что просто требует пространного цитирования.
Итак, первая и, очевидно, самая болезненная политическая проблема Армении – «Без урегулирования Карабахского конфликта и армяно-турецких отношений у Армении нет перспективы улучшения ситуации в сферах безопасности, экономического развития и демографии, независимо от того обстоятельства, в чьих руках будет находиться руль власти.
Отсутствие осознания этой простейшей истины уже привело к необратимым потерям, наиболее опасной из которых стало значительное снижение численности населения Армении и Карабаха за последние 12 лет, последствия которого, в случае отсутствия спешных решений, станут катастрофическими».
Да, население голосует ногами за авантюрный курс официального Еревана, покидая и Армению, и Карабах.
В одном не прав Тер-Петросян – последствия не станут катастрофическими.
Они уже таковыми являются.
Впрочем, обратимся к фактам.
Сразу же после прихода к власти «карабахского клана» никогда не прекращавшийся поток выезжающих из страны обрушился в какую-то эмиграционную Ниагару.
Только в 1998-2001гг. население Армении сократилось на 30%: эту небольшую страну покинуло более миллиона человек.
Это – не голословные данные, а сведения доклада «Миграция и развитие человеческого потенциала: возможности и вызовы», представленного в армянском офисе ООН.
Миграционный процесс не прекращается ни на день.
Кстати, сами армянские власти обратили внимание на весьма неожиданный симптом.
Трудовые мигранты из Армении, покинувшие страну в поисках заработков, что в условиях глобализации вполне естественно, стремятся воссоединиться со своими близкими не на исторической родине, а за ее пределами.
«Если объединение этих людей с семьями произойдет за рубежом, то из Армении уедет около 200-300 тыс. человек, или 6-9% населения», – утверждает Вардан Геворкян, руководитель группы по подготовке Национального доклада ООН по человеческому развитию.
Утверждения в том, что Армения качественно пополнилась за счет беженцев из Азербайджана и других бывших советских республик, как говорится, в пользу бедных.
Все, кто обладал, хотя бы, какой-то степенью мобильности, даже и не думали задерживаться в Армении.
Тысячи бывших «советских армян» можно встретить и в Большом Нью-Йорке, и в Техасе, и, конечно, в Калифорнии.
Далеко не все из них могли претендовать на статус беженцев.
Есть и другие пути эмиграции, ибо как не ужесточают американцы эмигрантское законодательство, всегда находятся люди, умеющие его обойти.
Сравнительно недавно в Лос-Анджелесе, который калифорнийские армяне называют между собой Лос-Армениас, произошел очередной криминальный скандал.
Бывший консул (!)
Армении в этом город Норайр Галумян и четверо его сообщников были задержаны в США по обвинению в предоставлении армянским иммигрантам фальшивых документов во избежание депортации из Америки.
Стоили эти услуги 35 тысяч долларов на человека, а от желающих их получить у авантюристов отбоя не было.
О возможностях и многочисленности армянской диаспоры в Ереване любят говорить в самых превосходных тонах.
Что ж, армянское лобби обладает и политическим, и финансовым, и идеологическим капиталом.
Долларовыми вливаниями они, может быть, и помогут своей «исторической родине».
Пикеты у иностранных посольств «в случае чего», – наверняка организуют.
Но сражаться за призрачные идеи «Великой Армении» в карабахских горах никто из эмигрантов, – новых ли, старых ли – не будет.
Перефразируя Маньку-облигацию, героиню одного старого фильма, скажем: «Воевать они не пойдут.
Не такое у них воспитание».
Да и сама армянская диаспора в тех же США свой «боевой пыл» заметно растеряла и подверглась очень серьезной политической эрозии.
На это указывал американский социолог русского происхождения Н. Петровский в своей работе «Спюрк» («спюрк» в переводе с армянского – община).
Профессор Петровский подчеркивает, что у большинства армян – выходцев из бывшего Советского Союза – родной язык русский.
Да и с английским языком у старшего поколения есть серьезные проблемы.
Это – одна из причин отсутствия взаимопонимания между англо- и русскоязычными армянами.
Но стена подлинного отчуждения между ними пролегла в другой плоскости: выходцы из бывшего Союза кажутся американским армянам «пришельцами с другой планеты», т.к. они не могут принять идеологию армянского национализма и не сохранили традиционные связи с представителями своего народа в других регионах мира.
Все вместе это, по мнению г-на Петровского, делает проблематичным интеграцию армян из СССР-СНГ в армянскую общину США.
Конечно, у любого серьезного эмиграционного процесса есть социальные, политические, экономические и прочие составляющие.
В контексте армянских «исходных реалий», как выразился экс-президент, они настолько хорошо известны всем, что нет нужды останавливаться на их анализе.
Но надо отдать должное Левону Тер-Петросяну, (кстати, некогда нашему непримиримому оппоненту), он первый из армянских политиков такого ранга связал демографическую пропасть, в которой оказалось армянское общество, с политикой карабахской «партии войны».
«Мысль о том, что «Армения еще 100 лет может развиваться в условиях блокады», имеет связь с логикой лишь в том смысле, что «через 100 лет Армения может стать развитой территорией, где уже не будет армян». – заявил Тер-Петросян.
– Прискорбно то, что эта мысль была высказана не спонтанно: это было политическим убеждением кочаряновского режима».
Глубокий скепсис, унылый пессимизм, жестокое разочарование, которые царят в армянском обществе и, фактически, инициируют его физический распад – это и есть «исходные реалии» в сегодняшней Армении.
Все остальное – от шаманских заклинаний о «мощи армянской армии» и почти мистической веры в собственную значимость для мирового сообщества до лихорадочных поисков ключей решения карабахской проблемы в «карманах» крупных игроков – вовсе не политические производные этих самых реалий.
В лучшем случае, это – наивный самообман, в худшем – преступный обман собственного народа.
Собственно, это признал и армянский экс-президент, заявив, что «слепо стремиться к сохранению статус-кво означает усугубить существующий демографический кризис и ускорить приближение национальной катастрофы».