Армения стала первой кавказской страной, которая отказалась от российского вооружения в пользу китайского, закупив в 1999 году систему залпового огня WM-80.
Как передает AZE.az, посол Китая в Армении Тиан Эрлуан, отвечая на вопросы агентства «Арменпресс», назвал 2015 год весьма удачным для армяно-китайских отношений. Он заявил о желании ряда компаний Поднебесной участвовать в возведении некоторых транспортных и энергетических объектов на территории Армении в рамках проекта «Шелкового пути».
В то же время Тиан Эрлуан подчеркнул, что любые инвестиции зависят, в первую очередь, от экономической целесообразности. Об этом пишет «Свободная пресса».
Однако Эмиль Санамян, независимый армянский эксперт в Вашингтоне, в статье «Китай на Кавказе», опубликованной в The Diplomat, назвал Пекин будущим стабилизатором, т.е. потенциальным гарантом мирных отношений между тремя странами — Азербайджаном, Грузией и Арменией. По его словам, если Поднебесная хорошо вложится в этот регион, то Кавказ станет территорией сугубо китайских экономических интересов со всеми вытекающими последствиями. Короче говоря, делается намек, что России рано или поздно придется проститься со своими политическими профитами в южном подбрюшье.
Не только он, но и другие прозападные армянские эксперты считают это благом, мол, для маленькой страны иметь дружбу с новым и, главное, растущим центром силы вполне естественно. «Личная заинтересованность руководства Армении улучшить отношения с Пекином приносит свои плоды, — пишет Саймон Сараджян, эксперт Белферского центра, расположенного Кембридже. — Армянские лидеры должны быть более активными, если они хотят превратить китайско-армянские отношения в особое партнерство, несмотря на существующие географические и экономические ограничения». В качестве примера для подражания Сараджян приводит Израиль, который, начиная с 1992 года, увеличил товарооборот с Китаем в 200 раз — до $ 10 млрд. в год.
Правда, для этого необходимо расположить к себе «дракона», избалованного дипломатическим вниманием самых разных государств. Любопытно, что Саймон Сараджян назвал закрытие Черкизовского рынка неразумным шагом Москвы и задался вопросом, стоят ли финансовые потери небольшой группы китайских торговцев ноты МИД КНР? В этой связи он посоветовал Еревану так не поступать и обеспечить безопасность «нескольким тысячам китайских крестьян, работающих на армянских землях сельскохозяйственного назначения, которые страдают от дефицита труда». Особенно это важно сейчас, когда Кавказ становится зоной конфликтов, в которых в разной степени участвуют Россия, Турция и Иран. Да и между Арменией и Азербайджаном, по сути, идет бесконечная «холодная война» из-за Нагорного Карабаха, пишет аналитик.
Армяне смогли увеличить свой экспорт в Китай в 2014 году до $ 171 млн. По его словам, это впечатляет на фоне соседних стран Грузии и Азербайджана, которые продали Поднебесной товаров на $ 90 млн. и $ 46 млн соответственно. А вот китайский импорт в Армению существенно ниже, чем у соседей: $ 417 млн. против азербайджанских $ 820 млн. и грузинских $ 509 млн.
Пишет Эмиль Санамян и о том, что Армения стала первой кавказской страной, которая отказалась от российского вооружения в пользу китайского, закупив в 1999 году систему залпового огня WM-80. Кроме того, Саргис Арутюнян, корреспондент «Радио Азатуцюн» («Радио Свобода», частная некоммерческая информационная служба, финансируемая Конгрессом США), сообщил, что в рамках Соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве, подписанном в январе 2012 года, Минобороны Армении приобрело несколько китайских систем залпового огня AR1A с дальностью стрельбы 130 км. В продолжение этой темы президент Армении Серж Саргсян, будучи с визитом в Китае в 2015 году, заявил об увеличении двухстороннего военного сотрудничества, безусловно, в ущерб России, намекает «Радио Азатуцюн».
Аналитик отмечает, что, начиная с 2014 года, в армянских СМИ растет так называемый индекс агрессии по отношению к России (т.е. соотношение между числом отрицательного и нейтрального контента). Сегодня он достиг отметки — 0.48, тогда как десять лет назад составлял 0.32. В этой определенной медиа группе 53,5% всех материалов о России носят негативный оттенок, нейтральный — 29,5% и положительный — 17%. Важно отметить, что прозападные армянские СМИ публикуют 1,2 — 2,5 раза больше зарубежных статей, чем своих.
Индекс дружелюбия к России в армянских СМИ за прошедшее десятилетие, напротив, снизился с 0.24 до 0.15. Об этом сообщила Лаура Багдасарян, директор научно-исследовательского центра «Регион». В то же время, среди простых армян не наблюдается всплеска русофобских взглядов, несмотря на трагические события в Гюмри в январе 2015 года. Это противоречие сейчас тщательно изучается в США, поскольку не укладывается в каноны традиционного зомбирования населения, как это было в «незалежной». Судя по всему, армяне более взвешено оценивают происходящее, чем украинцы. Возможно, именно поэтому Вашингтону, который так и не смог поставить в Ереване свое правительство, выгоднее продвигать аполитичное доминирование Пекина на Кавказе в противовес Москве. Отсюда и лозунг: Россия — в прошлом, будущее — за КНР, отмечаект эксперт.