В Армении сформировалось крупное социальное недовольство, которое в любой момент может привести к взрыву.
Как сообщает AZE.az, информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Армения: в водовороте вечного хаоса и социальных потрясений».
«Как известно, «Электрические сети Армении» (ЭСА) по инициативе российской компании «Интер РАО» предложили поднять цены на электроэнергию, и по решению правительства с 1 августа ожидается подорожание электроэнергии на 16,7 %.
Причиной подорожания является задолженность на сумму более 250 млн долларов из-за коррупции и неэффективного управления внутри ЭСА. Указанное решение привело к митингам и акциям протеста под лозунгом «Нет грабежу», беспрерывно продолжавшимся с 19 по 30 июня в столице Ереване.
100 процентов акций ЭСА принадлежат компании «Интер РАО». Вместе с тем, несмотря на то, что инициатива повышения цен идет от российской компании, протестующие заявили, что акции протеста не направлены против России: их целью является отмена решения правительства о повышении цен. Хотя сидячие акции приостановлены, движение объявило о продолжении борьбы.
Социально-экономические движущие силы акций протеста
Учитывая, что оппозиция в Армении слабая, можно утверждать, что в основе продолжительности протестов и участия в них в некоторых случаях до 15 тыс. человек лежат серьезные социальные, экономические и духовные факторы. Одна треть населения страны живет за порогом бедности. К безработице, монополии, коррупции прибавились и растущие из года в год цены на основные коммунальные услуги, в частности, на газ и электроэнергию, что делает и без того тяжелое положение населения безысходным. Поэтому неслучайно в Армении сформировалось крупное социальное недовольство, которое в любой момент может привести к взрыву. Вдобавок к этому привлекает внимание и активность молодежи в акциях. Молодежь считается ведущей силой протестов. Она недовольна не только тяжелым социально-экономическим положением страны, но и ее курсом. Проведенные опросы показали, что среди армянской молодежи постепенно растут тяготения к Западу. К тому же налицо и тот факт, что вступление Армении в Таможенный Союз (ТС) не принес стране каких-либо дивидендов. Причем сокращение импорта товаров из-за рубежа в 2015 году на 30% также связывается с членством в ТС. А это еще более усиливает недовольство в обществе, вызванное отказом режима Саргсяна от дальнейшего углубления сотрудничества с Евросоюзом.
Отметим, что массовые акции протеста против повышения цен происходили в Армении и раньше. Однако на этот раз в акции было вовлечено большее количество людей, и особую активность проявляла в них молодежь, что можно объяснить, наряду с социально-экономическими причинами, и особым настроением и желанием перемен в обществе после убийства в январе 2015 года российским военнослужащим Валерием Пермяковым в Гюмри 7 членов одной армянской семьи, а также визита в Армению в апреле Ким Кардашян и членов ее семьи, концерта Канье Уэста в Ереване.
С другой стороны, за последние несколько лет в Армении отмечаются мобилизация структур гражданского общества, НПО, проведение системных и порой заканчивавшихся успехом последовательных акций против политики повышения цен и принудительных пенсионных реформ, проводимых правительством.
Пропаганда и информирование же осуществлялись в основном через социальные сети. С этой точки зрения указанные акции показывают, что в стране сформировалось сильное гражданское сопротивление несостоятельной политике армянских властей.
Постмодернистские оттенки акций в Армении
Снимки, механизм и технологии организации акций в Армении, направленных против подорожания энергоносителей, привлекают внимание и своими признаками постмодерна. Один из первых примеров постмодернистского стиля протестов был «испробован» в США. Так, движение «Оккупируй!» было движением с непонятной организационной структурой, без окончательно сформировавшейся идейной системы, принципов поведения и деятельности, без ясных целей, и не имело своего руководителя.
Подобные этому особенности проявились и в акциях в Гези парке в Турции, «революции зонтиков» в китайской провинции Гонконг. Цветные революции, движение «Майдан» также заключали в себе некоторые признаки протеста в стиле постмодерн.
Если со стороны такие движения и кажутся стихийными, то точность и последовательность в организации акций, завоевание за короткое время сторонников и быстрое распространение цепи протестов, осторожная и хладнокровная позиция в переговорах с властями позволяют говорить о профессиональном и планомерном управлении и серьезном контроле над процессами.
Такие акции часто не имеют заметного лидера. Даже если такой лидер (или лидеры) и имеется, он пытается казаться не традиционным, харизматичным, властным, а скорее «первым среди равных». Отношения строятся преимущественно не по вертикали, а по горизонтали. По мнению ряда экспертов, отсутствие в акциях сильного, влиятельного лидера облегчает управление ими извне.
В акциях в Армении также были использованы такие способы, как сидячий характер акций, нахождение территории днем и ночью под контролем протестующих, удовлетворение материальных и моральных нужд протестующих, чтобы продемонстрировать мирный характер митингов и повысить интерес протестующих, организация песни-пляски и других развлечений.
В качестве примеров протестов в стиле постмодерн можно указать и на короткие театральные представления на улицах в знак протеста, на проблемы в связи с охраной окружающей среды, защитой прав животных.
А акции в Армении показали, что можно держать огромное количество людей днями и ночами на главных улицах и площадях столицы и без определенной политической идеологии, лидера и структуры. Некоторые считают ошибочным то, что «Нет грабежу» – неполитизированное и не имеющее лидера движение, полагая, что это делает неизбежным его поражение.
Вполне возможно, что члены движения действительно не ставили перед собой политических целей. А может быть, они думали, что даже если они и ставили бы перед собой такие цели, в нынешней ситуации они все равно бы их не добились. Не исключено, что митинги, длившиеся 10 дней, были репетицией, имели подготовительный характер к более крупным и решающим акциям в будущем. В любом случае это покажет время.
Реакция Запада и России
Вместе с тем налицо тот факт, что режим Саргсяна впал от акций в панику. Были зафиксированы несколько инцидентов между полицией и протестующими, задержания журналистов и порчи их камер и оборудования 23 июня во время разгона протестующих с применением силы и избиением.
Однако привлек внимание тот факт, что, несмотря на полицейское насилие в Армении, в заявлениях США и Великобритании, распространенных на уровне посольств этих стран в Армении, больше места уделено не критике, а хвале. А такие медиа-структуры и организации, как CNN, BBC, The Guardian, The Independent, Amnesty International, Human Rights Watch, Freedom House, можно сказать, вообще ничего не говорят по поводу случившегося. По традиции, они в очередной раз закрыли глаза на нарушения прав человека.
Не секрет, что протестами в Армении обеспокоен не только режим Саргсяна, но и в России. В целом, можно утверждать, что любая акция протеста в Армении, проводимая недовольными массами, в российских медиа оценивается как попытка «цветной революции», организованной Западом, в частности, Соединенными Штатами, для того, чтобы нанести удар по авторитету России.
Председатель Комитета Совета Федерации России по внешним связям Константин Косачев также охарактеризовал протесты в качестве составной части сценария цветной революции. В целом «электрические акции», отличавшиеся масштабом и настойчивостью, с первых же дней оказались в центре внимания российских медиа, а большинство аналитиков намекнули на то, что протесты в Армении – дело рук Запада.
Уступка Россией своего опорного пункта на Южном Кавказе и полностью зависимой от нее Армении означала бы полную потерю конкурентоспособности в геополитической борьбе с Западом.
По этой причине не исключено, что официальная Москва в случае наблюдения тенденций выхода Армении из-под ее влияния продемонстрирует более агрессивную по сравнению с украинскими событиями позицию. А пока, видя, что ситуация недостаточно напряженна, Кремль пытается расположить к себе армян, выделяя льготные кредиты на 200 млн долларов с целью оказания военной помощи Армении, обещая проведение судебного процесса над Пермяковым в Армении.
Таким образом, не представляется возможным, чтобы впредь армянские власти проводили внутреннюю и внешнюю политику, резко отличающуюся от нынешней, и решили социально-экономические проблемы страны. А, значит, социальное недовольство в стране еще более возрастет. Даже если революционным путем и произойдет смена власти, все же сомнительно, чтобы политический курс страны изменился.
Поэтому армянское общество сейчас находится в достаточно безвыходном положении, которое приведет в Армении к постоянной социальной напряженности, частому нарушению путем массовых беспорядков стабильности. Не исключено, что в политических кругах Запада этим попытаются воспользоваться для того, чтобы подорвать позиции России в регионе или, по меньшей мере, спровоцировать дополнительную головную боль для Кремля».