Карабахская проблема, считает армянский эксперт, предопределяет большую предрасположенность Армении к России.
Как передает AZE.az, Армения получит от вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) существенные плюсы — такое мнение выразил политолог Сергей Шакарянц.
Россия, Белоруссия и Казахстан подписали 29 мая в Астане договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу 1 января 2015 года. Правительство Армении 2 октября одобрило соглашение о присоединении республики к ЕАЭС. В Минске 10 октября ожидаются переговоры, в рамках которых планируется решить вопрос о принятии в ЕАЭС Армении.
По словам Шакарянца, сейчас уже очевидно, что Армения значительно выиграла, когда власти страны воздержались в прошлом году от подписания в Вильнюсе договора об ассоциации с Евросоюзом. «Если бы наша страна в ноябре 2013 года стала ассоциированным с ЕС государством, то тем самым экономика Армении уже была бы окончательно угроблена», — сказал он.
Ранее планировалось, что Ереван подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите "Восточного партнерства". Однако в сентябре 2013 года Армения заявила о намерении вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и участвовать в формировании Евразийского экономического союза.
Шакарянц объяснил это тем, что крупнейшими торгово-экономическими партнёрами Армении, как и гарантами ее энергетической независимости, выступают Иран и Россия. Но именно против них Запад применяет дискриминационные санкции. «Армению заставили бы участвовать в санкциях против Москвы и Тегерана, как "ассоциированную" с ЕС страну», — уверен эксперт.
Он отметил, что Армения начала получать преференции еще до вступления в ЕАЭС, когда в декабре прошлого года, в ходе визита президента РФ Владимира Путина, в Ереване было объявлено не только о самой низкой цене на природный газ для Армении (189 долларов за 1 тысячу кубометров газа на армянской границе), но и об освобождении от дополнительных взиманий при поставках любого топлива в Армению, передают РИА Новости.
«Да и смягчение условий пребывания граждан Армении — трудовых мигрантов в России, Белоруссии и Казахстане также выглядит как весьма важная приоритетная льгота — прежде всего, для рядовых армянских граждан. Ведь подавляющее большинство денежных трансфертов в Армению вот уже на протяжении почти 20 лет исходит именно из стран-членов СНГ, в первую очередь — из России», — сказал эксперт.
Кроме того, по его словам, открываются новые возможности в сотрудничестве Армении с Россией в военной и военно-технической сферах, а также в сфере изучения космоса. «Фактом остаётся то, что именно благодаря России сейчас в имеющей мировую известность Бюраканской обсерватории может начаться своеобразный период Ренессанса. По крайней мере, Роскосмос уделяет повышенное внимание этому объекту», — сказал Шакарянц.
Также, по его мнению, можно говорить о планах усиления и развития сотрудничества в военной и военно-технической сферах. «Установление горизонтальных связей между концерном "Уралвагонзавод" и Чаренцаванским станкостроительным заводом не может не внушать оптимистических ожиданий», — сказал политолог.
Наконец, вполне логично, по его мнению, что Армения примкнет теперь уже в экономическом плане к своим союзникам по военно-политическому блоку ОДКБ. «Вряд ли следует отрицать, что это тоже евразийская интеграционная, но военная организация, которая выступает гармоничным продолжением армяно-российского "Большого договора" в сегменте, в котором оговариваются двусторонние военные сотрудничество и взаимопомощь», — сказал Шакарянц.
Также и карабахская проблема, как считает эксперт, предопределяет большую предрасположенность Армении к России. «В конце концов, события августа 2008 года наглядно показали, что реальным гарантом безопасности в масштабах региона и невозобновления или прекращения военных действий может быть только и только Россия», — сказал он.
Шакарянц выразил уверенность в том, что во время недавней встречи в Сочи Путина, Саргсяна и Алиева именно личное вмешательство и предупреждения президента России привели к разрядке ситуации на армяно-азербайджанской линии соприкосновения, обострившейся в конце июля — начале августа.