Тормозящих факторов на пути реализации Транскаспийского газопровода слишком много, считает отечественный эксперт.
Как сообщает AZE.az, глава Каспийского центра энергетики и окружающей среды Университета АДА, доцент Эльнур Солтанов заявил Новости-Азербайджан, что тормозящих факторов на пути реализации проекта Транскаспийского газопровода со стороны России на данный момент больше, чем стимулирующих – со стороны Евросоюза.
Вопрос строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря еще более актуализировался после саммита в Астрахани, в ходе которого стороны подтвердили, что прокладка трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех государств, через участки дна которых он будет построен.
На днях также состоялось заседание азербайджано-туркменской межправкомиссии по экономическому сотрудничеству, где было подтверждено единство мнений лидеров двух стран по данному вопросу.
«Торможение реализации проекта Россией более значимое, чем продвижение Евросоюзом, и конечном итоге первое одержит верх. Поэтому я считаю, что проект не будет реализован в ближайшие годы. Встречи и переговоры будут вестись, они могут даже интенсифицироваться, но конкретных шагов не последует», – считает Солтанов.
По мнению эксперта, для России этот вопрос является «красной линией».
«Хоть и неформально, вне дипломатических переговоров, РФ выступила однозначно против этого проекта. Дело в том, что азербайджанский газ не способен составить конкуренцию российскому на европейском рынке, а туркменский может, и это особенно актуально в свете украинских событий», – отметил собеседник агентства, добавив, что вторая незаинтересованная сторона в этом вопросе – Иран.
Азербайджан, по словам Солтанова, «не особо воодушевлен проектом». «Нельзя сказать, что Азербайджан против реализации этого проекта, но в то же время он не желает быть лидером в этом проекте, так как туркменский газ также станет конкурентным и для азербайджанского», – сказал эксперт.
Что касается двух основных акторов в этом вопросе – Туркменистана и Евросоюза, то Туркменистан – сам по себе не является значимой фигурой – как с точки зрения экономической мощи, так и с геополитической точки зрения, и он не способен чего-то добиться за счет собственных сил, полагает он. Евросоюз же, учитывая то, что он не смог помешать расколу Украины, вряд ли сможет сбалансировать интересы сторон в столь далеком регионе, как Каспий.
В целом, отметил Солтанов, если взглянуть исторически на шаги ЕС во внешней политике и в стратегических вопросах, то до сих пор союз практически никогда не добивался успеха в таких масштабных проектах, у него нет соответствующего опыта, на который можно было бы опираться – только в проектах, где лидером выступает США.
«Шаги Евросоюза в этом направлении символичны, они нацелены на привлечение избирателей», – считает эксперт.
Переговоры по Транскаспийскому газопроводу между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном начались в сентябре 2011 года.
В июле 2013 года после переговоров на высшем уровне в Ашхабаде было также подписано рамочное соглашение между правительствами Туркменистана и Турции о сотрудничестве в сфере поставок туркменского природного газа в Турцию и далее – в Европу.
Проект прокладки 300-километрового газопровода по дну Каспия к берегам Азербайджана считается оптимальным для доставки туркменских энергоресурсов на европейский рынок. Далее туркменские углеводороды могут попасть в Турцию, которая граничит с европейскими странами.
Официальный Ашхабад считает, что для прокладки трубы по дну Каспия, правовой статус которого пока не определен, достаточно согласия тех сторон (Туркменистана и Азербайджана), территорию которых охватывает проект. Азербайджан выразил готовность предоставить свои территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления данного проекта.