Политологи в Азербайджане прокомментировали заявление президента Армении о приостановке ратификации армяно-турецких протоколов.
Как передает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, азербайджанские политологи прокомментировали решение президента Армении Сержа Саргсяна не прерывать процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией, но приостановить ратификацию турецко-армянских протоколов.
Как сообщил Вафа Гулузаде, о том, что протоколы не будут ратифицированы, было известно заранее: “О претворении в жизнь протоколов мечтала Америка.
Вашингтон желал вывести Армению из-под влияния России и сделать его государством региона, и надеялся, что испытывающая большую нужду Армения после открытия границы с Турцией изменит свою политику и повернется лицом к Западу – Турции, а это станет и изменением ориентации в сторону НАТО.
Россия же с самого начала была против этого, однако сыграла игру.
Она дала разрешение Армении подписать протоколы в первой фазе.
Однако после этого дала Армении необходимые инструкции не утверждать протоколы и свалить вину на Турцию.
Серж Саргсян так и сделал.
Он сам провел деструктивную политику, направленную на то, чтобы протоколы не были ратифицированы, заявив, что вопрос о геноциде не будет темой обсуждений, несмотря на то, что этот вопрос был отражен в протоколах довольно дипломатичным образом.
Кроме того, территориальная целостность Турции не была признана и после подписания протоколов.
Как могли быть ратифицированы протоколы в дальнейшем?”
По мнению В.Гулузаде, С.Саргсян воспользовался в качестве предлога и карабахским вопросом: “К примеру, из последнего выступления Эрдогана можно понять, что он может открыть границы с Арменией и без карабахской проблемы.
Эрдоган сделал это потому, что он ясно видел нежелание Армении открывать границы.
До этого Эрдоган, будучи в Москве, попросил Путина помочь в этом вопросе, Путин же отклонил эту просьбу в довольно резкой форме.
Здесь столкнулись геостратегические интересы Америки и России.
Россия, так сказать, пока победила, сохранив Армению в качестве своего “форпоста”, оберегла Ереван от влияния Запада, не дала возможности для открытия границы с Турцией.
В этом суть вопроса”.
Политолог сконцентрировал также внимание на еще одном моменте в заявлении С.Саргсяна: “Он заморозил протоколы, заявив, что оставляет это будущим поколениям.
Вы представляете, о каком далеком будущем идет речь?”
Политолог Ильгар Мамедов расценил данное решение Еревана как положительный факт: “Саргсян, понимающий долгосрочные нужды Армении, заинтересован в ратификации протоколов больше, чем Турция.
Но чтобы сохранить лицо, руководство Армении, которое до сих пор отказывалось от фактически всегда существовавшей привязки турецко-армянского урегулирования к нашим переговорам с Арменией, вынуждено прервать один из двух формальных процессов, то есть ратификацию протоколов, для концентрации усилий на карабахском урегулировании.
И как только здесь будет зафиксирован прогресс, устраивающий Турцию, Армения вернется к теме ратификации протоколов.
Он отметил, что не желает думать о том, что в отстающей экономически и демографически Армении вновь возобладал “провоенный негативизм “ура-патриотов”: “Потому что продолжением такого преобладания будет война.
Также не хочется думать, что 24 апреля Обама сделает ошибку своей жизни, так как она тоже будет шагом к войне”.
Политолог Мубариз Ахмедоглу назвал это несколько незавершенным шагом: “Было очень хорошо, если бы процесс вовсе был прекращен.
Если бы процесс прекратился, то как южно-кавказский регион, так и Азербайджан избежали бы большой беды.
Что касается прекращения ратификации протоколов, это указывает на то, насколько несерьезным государством является Армения.
Наряду с этим, данный вопрос показал отношение Запада, в особенности Франции и США.
То есть прекращение Сержем Саргсяном процесса ратификации понравилось и Франции, и США.
Из этого можно сделать вывод о том, что и США, и Франция слепо верят лжи Армении, не видят необходимости в проверке заявлений армянской стороны.
Аналогичное отношение этих государств можно заметить и в нагорно-карабахском вопросе”.
Политолог Расим Мусабеков отметил, что президент Армении, в целом, намеревался подписать Цюрихские протоколы: “Однако ему и в Вашингтоне, и в Москве, и в Париже объяснили, что этого делать не следует.
Турция однозначно заявила в Вашингтоне о том, что документ даже не будет вынесен на обсуждение без каких-либо продвижений в связи с нагорно-карабахским конфликтом, и поставила Саргсяна перед трудным выбором.
Саргсян постоянно подвергается критике, как со стороны внутренних сил Армении, так и диаспоры, в связи с тем, что подписанием протоколов он не смог ни отдалить Турцию от карабахского процесса, ни США из-за этого не признали “геноцид армян”.
Сейчас для выхода из сложившейся ситуации объявили, что ратификация исключается с повестки.
Если так посмотреть, армяне исключают с повестки вопрос ратификации, Турция же вообще не включала данный вопрос в повестку.
Поэтому, сказать откровенно, это было ожидаемым шагом, и не могло иметь какого-то результата.
По мнению Р.Мусабекова, это также показало, что намерения армян оторвать Турцию от Азербайджана не оправдались: “После небольшого колебания Турция в однозначной форме подтвердила, что партнерство между Азербайджаном и Турцией превыше всего.
Решение Саргсяна очень положительно как для Турции, так и для Азербайджана”.