Азербайджанские торговцы в России: «Многие просто уехали – невыгодно стало на рынках торговать!»

С 1 января в России торговать мигрантам на рынках запрещено. Проводятся регулярные проверки, и всех, торгующих незаконно, с рынков выдворяют.

Как сообщает AZE.az, КП решила заняться исследованием нынешнего состояния рынков России. Как отмечает издание, базары Москвы пестрят объявлениями: «Приму на работу русского!» или «Требуется продавец-россиянин».

А вот как быть с многонациональным Ростовом? Ведь десятилетиями на ростовских рынках стоят кавказцы, предлагающие горожанам и гостям донской столицы круглый год солнечные фрукты и свежие овощи, фастфуд, отмечает издание.

«Какой я мигрант? Двадцать лет в Ростове живу!»

Рынок ЦГБ уже давно «обрусел», если можно так сказать. Около десятка цветочных палаток – в них молодежь от 25 до 35 лет, почти все – бывшие студенты.

«А мне и здесь хорошо, на зарплату не жалуюсь, – говорит продавец, пожелавший остаться неизвестным. – Все лучше, чем на заводе работать или бегать по городу, высунув язык».

Носками, бытовой химией и детскими игрушками здесь торгуют в основном славяне.

«Заходите, выбирайте!» – радушно приглашает нас в палатку с фруктами колоритный мужчина-кавказец.

«Слышали про закон о мигрантах?» – прищуриваясь, захожу в его владения.

«Конечно! Но какой же я мигрант?! – даже с какой-то обидой отвечает он мне. – Двадцать лет уже в Ростове живу, ДГТУ закончил. Да и все документы у меня в порядке! Я здесь один на рынке азербайджанец остался. Есть еще армяне да турки, но их мало. В основном они фастфудом торгуют».

«Угощайтесь шаурмой, – расплывается в улыбке турок Шухрат Османов, торгующий рядом. – Качество – отменное, все при вас готовится! А что про закон сказать? Слышал, но я-то в России уже 13 лет. На ЦГБ – год, до этого на Центральном рынке торговал. Нам бояться нечего!».

«Сейчас нет заработка – на рынки стали ходить бедные»

Один из старейших в Ростове – Центральный рынок. Завидев фотокамеру, торговцы не прячутся под свои прилавки, а, наоборот, наперебой предлагают товар.

Ким, продавщица корейских разносолов, угощая меня остренькой морковкой, рассказывает, что родилась в Ростове, а на жизнь зарабатывает старинными семейными рецептами. Говорит, что спрос на ее продукцию у горожан не утихает.

«Да слышали мы про закон, только вот у нас на рынке мигрантов днем с огнем не сыщешь, – уверяет азербайджанец Сеймур Керимов. – Я здесь торгую уже 9 лет. Поверь, у нас проверки одна за одной. На каждого продавца, в том числе и русского, должны быть заведены специальная карта и бейджик – вот как у меня. А если найдут мигранта или продавца без карты – мигом с рынка выдворят! А кому это надо? Говорят, штраф от 450 до 850 тысяч рублей. Так что – себе дороже!».

«Многие просто уехали – невыгодно стало на рынках торговать, – вмешивается в разговор его землячка Хошкадам Зейналова. – Всю выручку супермаркеты перебили – теперь люди туда ходят. А на рынки – больше бедные. Раньше было лучше, честное слово! Сейчас нет заработка. Спасают лишь постоянные клиенты – те, кто в нашей продукции толк знает. И что бы там ни говорили, вес точный – не обманываем!».

«На родину многие соседи по рынку вернулись, – продолжает Хошкадам. – К примеру, самая маленькая зарплата в Азербайджане – 200 маната, по-вашему, десять тысяч рублей. А многим ли в Ростове такую платят? Вот и я про то. Остались лишь те, кто здесь обосновался и семьи создал. Я вот уже тридцать лет на Дону живу, оба сына университеты здесь заканчивают. Квартира своя. А рынки? Они все равно останутся с приезжими или без – Ростов-то город купеческий!».