Итоги визитов Ильхама Алиева оценил директор Центра социально-политических исследований «Аспект», член Общественной палаты России Георгий Федоров.
Как передает AZE.az, политологи обсуждают дипломатическую активность, которую развернуло в последние дни руководство Азербайджана. В воскресенье лидер республики Ильхам Алиев прибыл для участия в саммите G20 в Турцию, а оттуда сразу же вылетел с визитом во Францию. Как известно, на этот раз внимание «Большой двадцатки», собравшейся 15-16 ноября в Анталье, было приковано к вопросу создания глобальной системы безопасности. Поводом послужили и теракты на Синае и в Париже, а также продолжающиеся войны на Ближнем Востоке и кризис вокруг потоков беженцев.
Впрочем, лидеры уделили внимание и привычной экономической повестке. Алиев на саммите лично поблагодарил лидеров Турции, Англии и Италии Эрдогана, Кэмерона и Ренци за инвестиционную активность, которую проявляют эти страны в Азербайджане, напомнив, что республика предлагает Западу новые маршруты и, что главное, новые источники энергоресурсов. Участники саммита, в частности, поддержали проект «Южного газового коридора».
Итоги визитов Ильхама Алиева в интервью порталу «Москва – Баку» оценил директор Центра социально-политических исследований «Аспект», член Общественной палаты России Георгий Федоров.
– Георгий Владимирович, что сам по себе символизирует тот факт, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригласил своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева на саммит «Большой двадцатки» в Анталью?
– Тут комплекс причин. Понятно, что Турция и Азербайджан тесно связаны, имеют огромное влияние друг на друга. Это стратегические союзники, – также, как и Азербайджан и Россия. Но, параллельно, надо откровенно назвать еще одну причину – сильные мировые лидеры, в том числе лидеры G20, на самом деле, любят, когда на саммитах представлена сильная независимая позиция, когда в дискуссии есть сильные оппоненты. А последние атаки на Ильхама Алиева доказали, что это человек сильный, руководитель очень самостоятельной страны, которая не поддается внешнему давлению. Соответственно, как правило, авторитет таких лидеров в мире растет, с ними считаются. Считаю, что именно поэтому его и пригласили на «Большую двадцатку».
В Баку решили строить светское государство – с учетом всех национальных, этнических и религиозных основ… Нет никакого религиозного экстремизма. Азербайджан выбрал стратегию добрососедства, равенства
– По итогам встречи в верхах президент Ильхам Алиев заявил, что модель развития Азербайджана может представлять интерес и для членов G20, открыть для них новые перспективы. Могли бы вы перечислить преимущества азербайджанской модели?
– Во-первых, Азербайджан экономически очень бурно развивался до сегодняшнего дня. Это можно назвать действительно «азербайджанским чудом». ВВП рос такими темпами, как нигде в мире не рос. Во-вторых, это очень привлекательная модель светского государства, в то же время без серьезных внутренних, религиозных и иных противоречий. В-третьих, конечно же, модель взаимоотношений с внешним миром тоже довольно успешная, – с соседями, с партнерами и даже с политическими противниками. Соответственно, другим странам есть чему поучиться у Азербайджана.
– Только что обнародован «Глобальный индекс терроризма – 2015» (The Global Terrorism Index), разработанный группой экспертов под эгидой Института экономики и мира Сиднейского университета. Так вот международные эксперты отнесли Азербайджан к числу стран с одним из самых низких уровней террористической опасности. Как, по-вашему, стране удалось добиться такого успеха, если учесть, что она едва ли не по всему своему периметру окружена зонами войн и конфликтов?
– Успех достигнут за счет того, что изначально, еще Гейдар Алиев в свое время очень удачно выстроил линию развития Азербайджана. Он видел, как страна должна развиваться, чтобы угрозу религиозного экстремизма выкорчевывать с самого начала.
В Баку решили строить светское государство – с учетом всех национальных, этнических и религиозных основ. Плюс к тому – жесткая политика спецслужб. Государство показывает, что эту угрозу оно на корню задавило. Соответственно – нет никакого религиозного экстремизма. Азербайджан выбрал стратегию добрососедства, равенства. Социальные проблемы, которые существуют в соседних странах, тоже есть, но не в такой острой форме.
– Сразу из Антальи Ильхам Алиев направился в Париж, на Форум лидеров ЮНЕСКО. Его сопровождала супруга, посол доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева. Выступая на этом форуме, глава государства рассказал о существующих в Азербайджане толерантности, мультикультурализме, о вкладе, который страна вносит в межкультурный и межцивилизационный диалог. Вы недавно побывали в Азербайджане. Как бы вы оценили уровень толерантности в обществе?
– В республике живут азербайджанцы, русские, евреи, представители других народов. В целом, взаимопроникновение культур там высокое, все культуры там очень мирно уживаются. Та беда, которая была в стране начале 90-х годов, когда правили националисты, которых, кстати, в том числе поддерживал и Запад, миновала. Теперь в Азербайджане у руля очень умеренные, грамотные, очень образованные люди. Когда я был в республике, я сам почувствовал – там нет никакой агрессии. Люди говорят на разных языках. Открыты русские школы, турецкие. Слава Богу, азербайджанское руководство не впадает ни в какие крайности, что очень важно.