Центральный банк Азербайджана в 2017 году обеспечит полный переход на режим плавающего курса маната.
Как сообщает AZE.az, haqqin.az публикует статью о будущем национальной валюты, курс которой Центробанк отпустит в следующем году.
«Манат, наконец, сделал свое дело. Сделал сам, заставив с ним считаться и почитать национальную валюту должным образом. А то слишком уж его обесценили наши банкиры-пожиратели, пытаясь заработать миллионы долларов путем такого обесценивания. Вроде бы, в стране достаточно имеется и манатов, и долларов, и прочей валюты. Но вот беда, от маната все отбрыкиваются, а других валют для обмена в банках не выдают. Так и создается искусственным путем валютный дефицит, когда манат становится как бы ненужной бумагой, которую все тут же пытаются обменять, скажем, на доллар, который сами же банкиры сплавляют на черный рынок.
В создавшейся сложной ситуации президент Ильхам Алиев принимает единственно верное решение, поручив Совету финансовой стабильности в течение 15 суток подготовить план мероприятий по восстановлению финансовой стабильности. Но не успела общественность еще толком переосмыслить это грозное предупреждение, как появилось новое.
В соответствии с указом главы государства о стратегической дорожной карте по перспективам национальной экономики, Азербайджан должен полностью перейти на режим плавающего курса маната и приоритетом с этой точки зрения должна стать политика замещения импорта.
Ну, с импортозамещением все ясно, о его необходимости много говорилось и писалось. А что касается перехода на режим плавающего курса, то, к сожалению, многие, в том числе и СМИ, не успев толком ознакомиться с данным указом, сразу стали бить в набат, мол, уже всё, падение маната теперь не остановить. То, что государство в лице Центробанка и Госнефтефонда долгое время пытаются удержать курс маната – известно всем. А раз теперь глава государства полностью отказывается от поддержки маната, то кто удержит его в стабильном состоянии?
В целом, такой подход можно было бы считать верным, но лишь в одном случае. Если бы президент постановил перейти на такой режим сразу, то на валютном рынке действительно началась бы такая вакханалия, что ее последствия даже трудно предсказать. Но в том-то и дело, что в указе четко отмечено: «Центральный банк Азербайджана в 2017 году обеспечит полный переход на режим плавающего курса маната. Эффективность данного шага обеспечит сокращение доли импортируемой продукции в потребительской корзине». Ага, значит, это произойдет в следующем году. И это сразу привносит некоторое чувство облегчения.
А теперь вчитаемся в название утвержденного президентом документа –«Стратегическая дорожная карта по перспективам национальной экономики Азербайджана». И тут вырисовывается вторая тонкость, которую пропустили мимо своего внимания менее выдержанные наблюдатели. Следовательно, переход маната в свободное плавание является лишь частью стратегической дорожной карты по перспективам национальной экономики. То есть, перевод маната в свободное плавание является одним из обязательных условий этой стратегии, и его нельзя вырезать из общего контекста.
И это верное решение. Попытка поддержки Центробанком стабильного курса маната в прошлые годы привела к потере двух третей валютных резервов ЦБА в течение всего одного года. И это вынудило регулятора перейти с конца прошлого года на регулируемый плавающий курс маната, который действует и в настоящее время.
В результате ЦБА удалось сократить расход валютных резервов в разы и даже несколько увеличить свои резервы. И уже тогда главный банкир страны Эльман Рустамов утверждал, что в скором времени ЦБА совсем откажется от поддержки курса маната. Да и глава государства не раз предупреждал, что манат пока не нашел свое место на рынке и надо дать ему самому утвердиться. А теперь глава государства решил, видимо, что манат уже приблизился к точке своего отсчета, вокруг которой и может свободно колебаться с небольшими амплитудами.
Да, полный переход на режим плавающего курса маната должен быть реализован, и с этой точки зрения, в первую очередь, на краткосрочный и среднесрочный период основной стратегической целью курсовой политики может быть выбрана политика поддержки импортозамещения. И как отмечается в документе, валютный коридор, в рамках которого меняется курс маната, сначала будет расширен, а в среднесрочной перспективе – полностью ликвидирован.
Это выражение уже дает более полное представление о механизме перехода на плавающий режим. В свое время так поступил и Банк России, который пустил свой рубль на плавающий режим в определенном валютном коридоре. ЦБ России оставил за собой право вмешиваться в процесс регулирования курса лишь в случаях, когда рубль грозил перейти лимиты верхней или нижней планки этого коридора. То же самое, по всей вероятности, предстоит претерпеть и манату.
В России такая монетарная политика оправдала себя, за что главный банкир страны Эльвира Набиуллина вошла в десятку лучших банкиров мира. В Азербайджане такая практика, думается, тоже даст положительный результат. В принципе при умелом руководстве это так и должно быть, а в опыте главе ЦБА Эльману Рустамову отказать нельзя. Да, начальный период такого перехода обещает некоторый дисбаланс в действиях участников валютного рынка, но в скором времени все войдет в свое русло.
Одним из условий перехода на режим плавающего курса маната является развитие внутренних финансовых рынков, внедрение инструментов хеджирования, а также других инструментов страхования от курсовых рисков. К тому же будет подготовлена стратегия интервенции Центробанка на валютный рынок и эффективной коммуникации ЦБА с участниками рынка. Вот сколько факторов должно сопутствовать переходу на режим плавающего курса.
Режим плавающего курса означает, что курс валюты не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Динамика курса валюты определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Гибкий валютный курс помогает экономике подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на нее внешних факторов. То есть манат превращается в нормальный товар, стоимость которого устанавливает рынок, а не Центробанк.
Новая «дорожная карта» президента повысит эффективность денежной и курсовой политик, что потребует модернизировать межбанковский денежный рынок, повысить доверие к денежной политике и таким образом снизить долларизацию и т.д. А внедрение принципа «золотого правила» снизит изменчивость ВВП и поможет Минфину упростить прогнозирование обменного курса маната. И наконец, одним из условий для перехода на плавающий курс является развитие внутреннего финансового рынка и страхование от курсовых рисков.
Как видно из всего этого, паниковать из-за перехода на плавающий режим не следует. Сначала власти подготовят рынок и лишь после этого перейдут на плавающий режим. Мы так подробно попытались разобраться в сути этого перехода как раз потому, чтобы дать это понять общественности страны. Глава государства решил однозначно положить конец всей царящей на рынке валютной неразберихе, и избранный им путь, несомненно, приведет в скором времени к стабильности как на валютном рынке, так и в экономике в целом».