Что стоит за перестановками в правительстве России?

Президент России Владимир Путин вечером 15 февраля объявил о важных перестановках в правительстве

Главная новость – повышение Сергея Иванова до ранга первого вице-премьера.

Иванов будеть курировать, помимо оборонки, всю промышленную модернизацию. При этом Путин освободил его от обязанностей министра обороны.

Ровно полмесяца назад Путин заявил на пресс-конференции, что “все, кому надо, уже на своих постах работают”.

Представляя на коллегии минобороны преемника Иванова Анатолия Сердюкова, президент ясно дал понять, что Иванов пошел на повышение.

“Считаю, что Сергей Борисович Иванов с задачами, которые я ставил перед ним в министерстве обороны, справился. Я принял решение повысить в правительстве его статус и расширить там его обязанности”, – заявил генералам Путин.

Заместитель руководителя пресс-службы Кремля Дмитрий Песков призвал не связывать изменения в правительстве с предстоящими выборами и напомнил слова Путина, сказанные на той же пресс-конференции 1 февраля: “Преемников никаких не будет. Будут кандидаты на должность президента Российской Федерации”.

По словам Пескова, кадровые перестановки вызваны желанием президента усовершенствовать систему государственного управления и диверсифицировать экономику.

Выравнивание шансов

Возможно, Владимир Путин действительно озабочен сырьевой зависимостью России и хочет, чтобы Иванов использовал свой опыт руководства “оборонкой” для прорыва в области высоких технологий.

В этом духе высказался, например, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, “единоросс” Мартин Шаккум.

“Президент России поставил амбициозные задачи вывести страну в лидеры гражданского авиастроения, обеспечить ее конкурентоспособность, в том числе за счет развития новых технологий. Иванов уже положил начало в этом направлении запуском системы ГЛОНАСС”, – заявил он журналистам.

Однако, когда до выборов остается год, наблюдатели склонны объяснять любые шаги власти предвыборными соображениями.

В последние месяцы первый вице-премьер, куратор национальных проектов и социальной сферы Дмитрий Медведев благодаря публичной активности значительно повысил свой рейтинг.

По данным январского опроса Левада-Центра, если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за него проголосовали бы 33% избирателей, за Сергея Иванова – 21%. Соответственно, во втором туре голосования, выбирая между ними, респонденты также отдали бы предпочтение Медведеву: 54% против 46% у Иванова.

Как пишет британская Guardian, перестановка в правительстве “уравняла шансы” двух кандидатов.

Уйдя из минобороны, Иванов снимает с себя ответственность за “дедовщину” и прочие армейские безобразия, получая взамен возможность сосредоточиться на электорально выигрышной теме экономического и технологического подъема.

Большинство наблюдателей полагают, что, возвышая Иванова, президент решил показать, что ничего еще не решил, и внести остроту в предвыборную интригу.

Многие связывают последние события с ужесточением позиции Путина в отношении Запада, проявившейся в его выступлении на мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля.

Как известно, президент не планировал в ней участвовать, однако в последний момент все-таки полетел в Мюнхен, чтобы высказать Вашингтону неудовольствие.

Как считают некоторые эксперты, для большинства российских избирателей приоритетами являются повышение уровня жизни и восстановление имперского величия. Медведев не раз заявлял, что главной задачей государства должно быть повышение уровня жизни каждого россиянина и россиянки. Возможно, Иванову поручено играть на державно-патриотическом поле, чтобы не отдавать его в преддверии выборов на откуп радикальным националистам.

Кто есть кто?

Не секрет, что Медведев считается фаворитом либерального крыла в российском руководстве, – насколько можно вообще говорить о либерализме применительно к нему.

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Медведев пообещал улучшить в России инвестиционный климат и намекнул на возможный пересмотр запрета на участие западного капитала в освоении Штокмановского и Ковыктинского газовых месторождений.

За день до назначений расстановку сил в Кремле прокомментировал ведущий эксперт Heritage Foundation Ариэль Коэн.

“За наследие Путина конкурируют три группы. Первую возглавляет вице-премьер Дмитрий Медведев, бывший глава администрации Путина, его давний друг и советник по юридическим вопросам. В отличие от многих нынешних резидентов Кремля, Медведев не является выходцем из спецслужб. Кампанию “Медведев – преемник” координирует Александр Волошин, глава администраций Ельцина и Путина в 1999-2003 годах. Два российских коммерческих гиганта: “Газпром” и РАО ЕЭС, в котором Волошин возглавляет совет директоров – главные сторонники Медведева”, – считает Коэн.

“Второй кандидат в преемники – министр обороны и вице-премьер Сергей Иванов. Свое растущее влияние Иванов наглядно продемонстрировал во время совместного с Путиным визита в Индию. По утверждению осведомленных источников, бывшего высокопоставленного сотрудника Службы внешней разведки России, генерала в отставке Иванова поддерживает президент компании “Российские железные дороги” Владимир Якунин. Группа Иванова-Якунина может быть охарактеризована как прагматично-националистическая, осторожная по отношению к Западу и имеющая превосходные отношения с Русской православной церковью”, – полагает эксперт.

“Третью группу возглавляет давний друг Путина, заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин. Согласно упорно доносящимся из Кремля слухам, председатель Совета директоров “Роснефти” Сечин не хочет, чтобы Путин расставался с президентством, так как это может нанести серьезный урон его политическим и деловым интересам. По неофициальным данным, группа Сечина является наиболее националистически настроенной”, – добавляет Коэн.

В отличие от 42-летнего Медведева, вся карьера которого протекала под патронажем Владимира Путина, 54-летний Иванов – личность вполне самостоятельная. В свое время он совершенно независимо от Путина сделал блестящую карьеру во внешней разведке, дослужившись до генерала, в то время как сам президент ушел “на гражданку” подполковником.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что разница во взглядах Медведева и Иванова на самом деле не столь велика. Ряд шагов и высказываний бывшего министра обороны не характеризует его как непримиримого “ястреба”. С его именем связана ликвидация военных баз в Лурдесе и Камрани и вывод российских войск из Грузии. После отставки американского коллеги Дональда Рамсфельда Иванов публично выразил ему свое уважение и симпатию. На встрече “Россия-НАТО” в Севилье 9 февраля он подтвердил, что Россия не вернется к гонке вооружений.

В то же время, по мнению осведомленных людей, либерализм Медведева не следует переоценивать. Как заявил анонимный кремлевский источник, “группа Медведева будет управлять экономикой прагматично, приватизируя, где это возможно, и национализируя, где это необходимо. Целью будет максимизировать прибыли тех, кто находится ближе всего к “столу”.

“Газпром”, в котором Медведев является председателем совета директоров, и в случае его прихода к власти, скорее всего, сохранит свое монопольное положение.

Предвыборный пасьянс

Некоторые аналитики вспомнили фразу Путина, сказанную 1 февраля, что две считающиеся прокремлевскими партии – “Единая Россия” и “Справедливая Россия” – могут выдвинуть разных кандидатов в президенты.

Существует и точка зрения, согласно которой один из двух фаворитов станет “преемником”, а другой незадолго до выборов возглавит правительство. Таким образом, новый президент и премьер вынуждены будут, хотя бы на первых порах, апеллировать к бывшему главе государства как к верховному арбитру.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что последние события ставят в сложное положение верхушку российского чиновничества и бизнеса.

“Очевидно, что наша элита сейчас начнет бегать. Многие из них будут сидеть на мероприятиях с участием и Иванова, и Медведева, находясь на глазах и у одного, и у другого одновременно, и стараясь угодить обоим”, – заявил он.

Ведущий эксперт Левада-Центра Леонид Седов уверен, что и элита, и население видят в Медведеве и Иванове реальных преемников Путина.

“У обоих уже есть свой электорат, свои группы сторонников. Люди начинают делать свой выбор”- говорит он, хотя и не исключает до конца, что “в последний момент они преемниками быть перестанут, и на это место будет предложен обществу кто-то другой”.

Новый министр обороны

Что касается назначения на пост министра обороны бывшего главы Федеральной налоговой службы, 45-летнего Анатолия Сердюкова, оно, по практическому единодушному мнению наблюдателей, усилит личный контроль Владимира Путина над армией.

Россия окончательно переходит к американской модели управления вооруженными силами, когда президент руководит ими через начальника Генштаба, а министр ведает военным бюджетом и закупками.

На некоторых российских веб-сайтах прозвучала точка зрения, что назначение финансиста министром обороны есть примирительный жест в адрес Запада, призванный сгладить моральный эффект от мюнхенской речи Путина. Дескать, сугубо штатский человек новой “холодной войны” не начнет.

Впрочем, большинство уверено, что политический курс в сегодняшней России определяет лишь один человек – Владимир Путин. Как выразился обозреватель Агентства политических новостей Павел Святенков, “президент отладил политическую систему так, что без его согласия в ней и мышь не прошмыгнёт”.

Неожиданное решение Путина напомнило о ельцинских “рокировочках” и “загогулинах”, на которые особенно богат был предвыборный 1999 год. Можно предположить, что и 2007-й еще принесет много сюрпризов.