Эколог Тельман Зейналов: «Возведенными в Баку мостами пользуются лишь 3-4% потока автомобилистов»

Эксклюзивное интервью Bakililar.AZ c Президентом национального центра экологии и прогнозирования, координатором экологического департамента НПО форума

Баку строиться, Баку развивается. В некоторых местах рушится, трескается… Некоторые новости последних недель и месяцев мы решили обсудить c Президентом национального центра экологии и прогнозирования, координатором экологического департамента НПО форума Тельманом Зейналовым.   

По мосту ехать надо, а не стоять на нем
  

– Тельман-бей, один из насущных вопросов последних недель это мост у станции метро «Мешади Азизбеков» 73-го года рождения. По некоторой информации, он дал трещины, и даже ходят слухи, что автопереправу могут снести…  

– Трещины – результат перегрузки моста в последние месяцы. Ведь в то время, пока неподалеку строиться новый мост, большинство дорог было перекрыто. Нагрузка от пробок, которые там длятся часами, когда машины просто стоят на мосту, в результате дала о себе знать. Он ведь рассчитан на то, чтобы по нему проезжали, а не останавливались. Из-за этого, наверняка, пошла трещина. Но тут ничего страшного нет. Надо ремонтировать. Ремонт – не особо сложный. Сейчас есть специальные растворы, которые заполняют трещину. Поэтому если взяться за дело с умом – проблем не будет. 

– Несколько месяцев назад распространились слухи о трещинах на станции метро «Сахил», якобы, из-за многоэтажки с торговым центром, построенным над ней… 

– Распространяющимся слухам, считаю, верить не надо. Нужно верить фактам. А для их получения нужно провести тщательный мониторинг и лишь тогда делать выводы. Станция «Сахил» ведь строилась в Советский период. Тогда были Жесткие требования к строительным материалам, к строительству, что б строящийся объект мог выдерживать и 100 и 300 тонн и 1000 и 10.000. А трещины или неполадки там могут появиться из-за движения грунтовых, пластовых вод. Больше ничего.
  

Были неправы, кто строил переправы  

Давайте к самой болезненной и популярной теме последних месяцев – мостам. Уже сданы в эксплуатацию несколько мостов. Остальные вроде на подходе. По функционирующим уже можно делать определенные выводы. Как Вы считаете, поспособствовало ли улучшению транспортной проблемы в этих районах строительство автопереправ?
 

– Нет! Нет! Однозначно нет! Ну, возьмем за пример мост, что возле Айны Султановой. По нему проходит 3-4% от того транспорта, что едет по этой улице. Почти все водители предпочитают нижнюю часть дороги. К тому же, построение мостов таково, что перепады высоты слишком резкие: резкий подъем и резкий спуск. Для машин такие скачки, если они часты, – губительны. Поэтому водители предпочитают ровную трассу. А там уже ширина шоссе сузилась за счет возведения моста… Сама идея возведения мостов – правильная. Я не против неё. Но поймите, когда дается жесткая установка «построить за год, полтора», а на науку не дается и месяца – это неправильно. Нужно было дать 3-4 месяца, что бы сделали шурпы до глубины 30-40-50 метров, чтобы проверили как друг на друге лежат пласты материковых пород, из чего они состоят. И только потом, 100%-но убедившись во всем, начинать работу! Нельзя комкать, когда решается такой вопрос. Нельзя пренебрегать наукой! 

– Недавно насмотрелся на фотографии Москвы и с тех пор в голове крутиться идея-фикс: может рациональней было бы не мосты возводить, а дороги расширять. Вон в Москве пять-шесть полос. Нам бы такие трассы! О пробках даже не заикнулся бы никто…
 

– Расширять полосы – значит ломать здания. На большинстве наших дорог это не представляется возможным. Если делать пятиполосное движение, то, ничего не снося, можно организовать лишь одностороннее движение. Но тогда надо освобождать такую же территорию для другой стороны движения. Есть ли у нас такая возможность? Нет. Этот вопрос имеет корни во временах возведения Баку. Когда город строился врят ли кто задумывался как в итоге Баку так заселиться машинами. Москва же имеет большую площадь между домами, между кварталами – 120, 150 метров. У нас – 30, максимум 40 метров. А сейчас, когда налепили эти многоэтажки – и того меньше. Если бы, когда изначально строили город, просчитали на десятилетия вперед, то, конечно, не было бы сейчас такой проблемы и не надо было бы нам теперь мосты эти строить. И не дышали бы мы сейчас строительным песком и не стояли бы в пробках. Понадобилась бы только кольцевая дорога, которая «фильтровала» бы поток автомобилей.   

– Заслуженный строитель Азербайджана
Эмиль Ахундов как-то сказал в интервью одному изданию: «Я считаю, что мосты нужно строить там, где они нужны. А нужны они в центре города. Пока же я, водитель с почти 40-летним стажем, как-то не почувствовал, что после строительства этих мостов, уменьшились пробки в центре города»… 

– Не нужно было надеяться, что после возведения мостов центр города освободиться. Он не освободился и не освободиться. В центре сконцентрированы основные учреждения столицы. Здесь очень много жителей. Посему поток не истощаем. А строить здесь что-то?… Ну, во-первых, материковые породы здесь не такие прочные. Во-вторых, близок уровень моря и напор морской воды может размыть тоннели, если их здесь построить.

– Многие панацею видят в кольцевой дороге. Сейчас активно муссируется эта тема. Давайте и мы ее тоже немного помусируем, извините за выражение… 
 

Кольцевая дорога нужна для того, чтобы «облегчить» центр города. Что бы в центр не въезжала определенная часть машин. Тогда и будет его разгрузка от пробок. Ведь центр находиться в котловане и дышать здесь трудней, чем на окраине.
 

«У природы нет плохой погоды» – говорили мамонты

– Ну и напоследок о погоде. Когда последний раз в Баку была такая «никакая» погода  в апреле – даже не припомнишь. Причем январь, согласитесь, был относительно теплый. И так не только в Баку, но и большинстве других городов мира. В чем причина?

– Да, сейчас во всем мире такая погода-непогода. Это неожиданно – да, но не аномально. Вот когда в Африке вдруг выпал град общим весом в 100-150 килограмм – вот это аномально. Природные аномалии сейчас везде. Когда-то, много десятилетий назад в Баку лежал снег высотой полметра, зима длилась два с половиной месяца. После таянья снегов весной, нашли 15-20 замерших человек. Это были россияне. Причем замерзли не от мороза – в России морозы и похлеще бывают – замерзли от нашего ветра. Мы-то к нему уже привыкли… Сейчас идет похолодание за счет колебания разницы между летней и зимней температурой. В Дубае, к примеру, днем +29, а вечером до +15 доходит. А так никогда не было! Стабильная температура там – +23, +24. Ученые, которые проверяют данные 200.000-, 300.000-летние, во льдах Антарктиды, определили, что через какой-то промежуток времени землю ждет такое же загрязнение. Хотя тогда не было вмешательства человека, строительства и развития энергетики. Но динозавры то в итоге погибли от того, что пошло глобальное похолодание. Мамонты, жившие на территории России и выдерживавшие температуру 30-40 градусов мороза тоже исчезли.

– Не хотите ли Вы сказать, что и у нас сейчас все идет к тому же. Что мы – человеки – в очереди, а перед нами стояли динозавры?..


– Да, сейчас повторяется то же самое. Мы, конечно, не вымрем, как динозавры. Человек, он слишком разумен и способен подстроиться под любые условия. Но звери, живущие в привычных для них климатических зонах, могут вымереть. А вместо них в дальнейшем могут появиться более устойчивые к климату, как тогда, когда на смену динозаврам пришли маленькие зверюшки. Только крокодил живет уже почти 30.000-40.000 лет без изменений… Остальные адаптируются и изменяются. Эта адаптация проходит до сих пор и поэтому меняется наша биоадаптация.