Эксперт: Восточное партнерство – это пряник, а не кнут

Восточное партнерство – не та инициатива, от которой стоит ожидать результатов сразу, а страны должны определиться сами, хотят они сближения с ЕС или нет.

Как передает AZE.az, глава варшавского Центра европейской стратегии Павел Свебода заявил, что программа Восточное партнерство – пряник, а не кнут.

«ВП направлено на более близкое взаимодействие стран-участниц с ЕС и речь не идет о мгновенных результатах», – сказал бывший советник президента Польши по делам ЕС (1996-2000 гг.), отвечая на вопрос DELFI по поводу скепсиса ряда аналитиков и политиков в отношении данной инициативы.

Напомним, что второй по счету саммит Восточного партнерства пройдет 29-30 сентября в Варшаве.

Как отмечает собеседник DELFI, ситуация в странах-участницах партнерства различна. Если Грузия развивается в политическом и экономическом плане довольно стремительно, то, к примеру, Украина делает «шаг вперед, два назад» и очень слаба в том, что касается демократического управления страной.

«Эпизод с миссис Тимошенко – это глупый шаг, сделанный всего за несколько недель до начала саммита ВП, где должна была идти речь об ассоциации с ЕС. Даже с тактической точки зрения – это иррационально», – подчеркнул П.Свебода.

«Страны должны сами определиться, заинтересованы они в этом или нет. Всё возможно, поскольку речь идет, скорее, о прянике, нежели о кнуте», – говорит собеседник, отмечая, что «Восточное партнерство не будет никого заставлять становиться европейцем, это предложение со стороны ЕС».

Некоторое время Литву называли «локомотивом Восточного партнерства». В связи с ее активной деятельностью в продвижении идеи ВП. П.Свебода отметил, что до 2006 года взаимодействие Литвы и Польши в украинском и белорусском вопросах было очень тесным.

«По моему мнению, Литва сделала гораздо больше в плане «органической работы» (ежедневной работы), нежели Польша в то время и была активнее в продвижении восточно-европейских стран. Ныне же Польша склонна рассматривать ВП как собственный проект», – признался он.