Еврокомиссия недавно одобрила проект Трансадриатического газопровода, который призван стать составной частью Южного газового коридора.
Как сообщает AZE.az, Азербайджан привлек 860 млн. долларов из Великобритании и США на Южный газовый коридор (ЮГК), сообщил Минфин республики. Причем, половина инвесторов, купивших облигации ЗАО «Южный газовый коридор», приходится на одну только Великобританию, пишет портал «Москва – Баку». В целом, облигации приобрели более 100 авторитетных институциональных инвесторов. «Из них 46 процентов инвесторы из Великобритании, 43 процента – из США, 10 процентов – из других европейских стран, один процент приходится на инвесторов из Азии и стран Ближнего Востока».
Накануне компания «Южный газовый коридор» осуществила дебютное размещение еврооблигаций на миллиард долларов со сроком погашения в 10 лет, с доходностью почти в 7%. По мнению аналитиков агентства, операционные и капитальные расходы на проект в 2016-2019 годах составят около 8,4 млрд долларов. Международное рейтинговое агентство Fitch присвоило облигациям ожидаемый долгосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне «BB+».
Заместитель гендиректора по газовым проблемам российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач заявил порталу, что такой высокий интерес со стороны западных инвесторов вполне закономерен. «Этот инфраструктурный проект обеспечен долгосрочными контрактами, гарантиями поставщиков о том, что они будут транспортировать газ и соответственно оплатят услуги, и значит будут способны выплачивать купон и потом погасить облигации, – через 10 лет, когда «ЮГК» как раз выйдет на проектную мощность», – пояснил эксперт.
«Нельзя говорить, что как-то проект ускорился. Он идет по графику, все, как и было заявлено. К 19-му году по нему может начаться прокачка газа, а на проектную мощность, по официальным данным, он выйдет в 22-23 году», – напомнил Алексей Гривач.
Он также напомнил, что Еврокомиссия недавно одобрила проект Трансадриатического газопровода, который призван стать составной частью ЮГК. «Это тоже плановое решение. Удивления оно не вызвало. Правда, в прошлом году между Западом и Баку возникло некоторое политическое напряжение, – вокруг выборов в азербайджанский парламент, отношений властей с оппозицией. Тогда обе стороны выражали недовольство друг другом. Соответственно возник определенный риск, что Запад попытается оказать давление на Азербайджан через какие-то процедуры. Но в итоге Запад отказался от таких попыток, не воспользовался этим рычагом и теперь проект ЮГК развивается по полной», – отметил эксперт.
На фоне конфликта с Россией, как известно, Евросоюз объявил своей целью диверсификацию поставок газа. «Полагаю, что натянутые отношения с Москвой оказались одним из факторов, почему власти ЕС не стали тормозить проект Южного газового коридора, который Евросоюз сам же раньше объявлял чуть ли не панацеей. На самом деле это нормальный коммерческий проект, он вполне гармонично дополняет российские поставки на юг Евросоюза. Но с точки зрения политики и, может быть, имиджа, Брюсселю было не с руки одновременно обострять отношения не только с Москвой, но еще и с Баку. Поэтому вопросы, которые ЕС поднимал в политической плоскости, в итоге не получили своего развития в диалоге с Азербайджаном», – считает Гривач.
«В то же время, это не означает, что такого не произойдет в отдаленном будущем. Когда проект будет полностью проинвестирован, то могут зазвучать новые требования Запада к тому, как Азербайджан должен строить свою политическую систему, как взаимодействовать с соседними странами», – не исключил Гривач. «Это может произойти, когда уже все деньги будут вложены в ЮГК и для Азербайджана настанет время окупать инвестиции. Запад может прийти к выводу, что Баку в этот момент стал уязвимее, и попытаться вновь оказать нажим», – предупреждает аналитик.
Напомним, «Южный газовый коридор» охватывает вторую стадию разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз», обеспечение экспорта добываемого природного газа в Турцию и Южную Европу посредством расширенного Южно-Кавказского трубопровода и планируемых к строительству Трансанатолийского трубопровода (TANAP) и Трансадриатического трубопровода (ТАР).
В феврале в Баку состоялось второе заседание Консультативного совета ЮГК, в котором приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и верховный еврокомиссар по вопросам внешней политики Федерика Могерини. По итогам заседания была одобрена совместная декларация, которую подписали представители 11 сторон – это Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания, Италия, Хорватия, Черногория, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, а также Еврокомиссия.
«В документе отмечена ведущая, стратегическая, лидирующая роль Азербайджана, – напомнил Ильхам Алиев, выступая с программной речью по случаю празднования Новруза. – То есть, вся международная общественность уже принимает и знает, признает, что если бы мы не проявили инициативы, не выделили финансовые средства, то «Южный газовый коридор» все еще оставался бы прекрасной идеей, которую мы обсуждали бы еще на протяжении десятилетий. Мы превращаем эту идею в реальность».
Ильхам Алиев назвал ЮГК проектом, представляющим огромное значение. «Без реализации данного проекта эти ресурсы оставались бы на дне моря. Мы извлекаем их, создаются тысячи, десятки тысяч рабочих мест. Экспортный потенциал Азербайджана усилится, – заверил президент. – Наше значение еще более повысится. Азербайджан становится незаменимой для Европы страной. Наши интересы будут обеспечены, наша сила приумножится».