Интервью AZE.az с заместителем директора Фонда развития местной демократии, польским историком Пшемыславом Фенрихом.
– Господин Фенрих, когда я Вам рассказывал о десятках миллионов азербайджанцев, проживающих в Иране, об истории карабахского конфликта, о том, что в Карабахе самими армянами был установлен памятник в честь 150-летия переселения армян в Карабах и т.д., вы заметили, что следует по всем этим вопросам выслушать и мнение другой стороны. Однако, когда другие стороны, лица рассказывают обо всем, что касается Азербайджана, никто не говорит, что надо узнать мнение и азербайджанцев. Как Вы думаете, чтобы быть услышанными азербайджанцы что должны делать? Может, должны стать христианами?
– Все, что Вы рассказали мне о азербайджанцах, о Карабахе, для меня является новым, я не занимаюсь кавказскими вопросами, поэтому не владею информацией в этой сфере.
Что касается мнения другой стороны, я считаю, что так должно быть всегда. Мы не относимся лучше к армянам из-за того, что они христиане. Если мне армяне будут рассказывать об азербайджанцах, точно так же скажу им, что надо слушать мнение по этому вопросу и азербайджанцев.
– Когда Вы сделали для нас экскурс в историю Польши, была показана карта Речи-Посполитой, имевшей огромную территорию. Есть ли ныне в Польше люди, которые с ностальгией вспоминают эти времена и живут с надеждой вернуть эти земли?
– Нет. Возможно, в Интернете на каких-то форумах найдутся молодые люди, которые об этом могут подумывать, что, мол, хорошо бы вернуться в старые границы Речи-Посполитой. Но, нет ни одной политической силы, которая бы об этом заявляла. Мало того, относительно недавно Львов, Вильнюс, Гродно были польскими городами, и никто даже подумать не мог, что эти города не будут принадлежать Польше.
Могу сказать так, те границы, которые мы сейчас имеем, не являются справедливыми. Нет справедливых границ, как бы мы их не передвигали, всегда будут недовольные. Поэтому мы говорим – надо оставлять эти границы там, где они есть, но давайте сделаем их как можно более открытыми. Чтобы люди могли свободно передвигаться, найти себе работу, где могут, покупать дома, где хотят, жениться там, где полюбят. Словом, такие открытые границы, как сейчас в Европе.
– Значит, Вы сторонник территориальной целостности современных государств?
– Я не сторонник изменения границ. Я считаю, что всякая проба перекройки границ приводит к жертвам и человеческим страданиям.
– Как на Ваш взгляд, при нынешней ситуации в регионе, возможно ли мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта? И каковы перспективы этого процесса в ближайшем будущем?
– Я не специалист в этом вопросе, не изучал этот конфликт, поэтому, к сожалению, комментировать его не могу.
– В России ожидаются президентские выборы. Как известно, Владимир Путин выдвинут кандидатом в президенты и, как полагают эксперты, он с большой долей вероятности может победить. Как на Ваш взгляд, изменится ли позиция России в нагорно-карабахском вопросе при Путине? Будет ли он так же активен в посреднической миссии, как Медведев?
– По моему мнению, ничего не изменится. Де-факто, политика Медведева – это политика Путина. Их якобы разногласия по каким-то вопросам – игра на публику.
– Официальный Баку неоднократно говорил, что в случае, если переговоры не завершатся мирным договором, прибегнет к силовому варианту решения конфликта. На Ваш взгляд, в каких условиях Азербайджан может применить силу?
– Любое силовое решение вопросов границ приводит к страданию людей. Если армяне и азербайджанцы начнут воевать, выигрывать от этого будут другие. Только диалог, только переговоры.