«Предложение России к США о совместном использовании расположенной в Азербайджане Габалинской РЛС вызывает симпатии только как ход в шахматной партии».
Об этом заявил директор Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса Фредерик Старр.
По его словам, предложение по Габалинской РЛС свидетельствует об определенном образе мышления:
«Путин своим предложением преследовал цель не решить проблему, а заработать определенные очки. Согласно его образу мышления, мы ведем борьбу не на жизнь, а на смерть, когда победивший получат все, а проигравший все теряет.
Кроме того, что Путин был далек от проявления уважения к правительству Азербайджана, это был ход, направленный на продолжение функционирования станции и после 2012 года.
Любой сторонний наблюдатель может сказать, что «старший брат» вновь делает заявления за суверенную страну, способную саму говорить за себя. Этот шаг также свидетельствует об усилении давления на суверенный Азербайджан. Может быть, перенести РЛС на территорию Чечни и после этого Путину вновь выступить со своим предложением?»
Правда, Ф.Старр предпочел не обращать внимание на то, что Путин, когда делал предложение, сослался на принципиальное согласие азербайджанской стороны. То есть, не ставил Азербайджан перед фактом. Да и для продления функционирования станции вряд ли нужно было затевать что-то в таком масштабе. Простые переговоры между двумя сторонами могли бы дать аналогичные результаты.
Возможно, США, оказавшись в тупике предложением России, пытается настроить Азербайджан против этого и “таскать каштаны из огня чужими руками”.