Ильхам Алиев инициирует реставрацию православных храмов

В многонациональном Азербайджане в последние годы заметно вырос интерес к религии. Чем это вызвано, в интервью рассказывает председатель Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными организациями Идаят Оруджев

– В Азербайджане, где подавляющее большинство населения исповедует ислам, проживают более 200 тысяч православных христиан. Насколько комфортно они себя чувствуют в мусульманской среде?

– В Азербайджане веками по соседству с мечетями действовали и продолжают действовать церкви, синагоги, храмы и места поклонения неисламских общин. Тот факт, что каждый год президент Азербайджана официально поздравляет всех православных граждан страны с христианскими праздниками, уже говорит сам за себя. Так, на Пасху во время торжественной службы в церкви Жен-Мироносиц вместе с послами славянских стран было много азербайджанцев-мусульман, которые пришли поздравить своих православных соотечественников. Пасха, Рождество и еврейский новый год – Рош ха-Шана широко отмечаются в республике, а азербайджанские Навруз, Рамазан, Гурбан байрамы являются праздниками для представителей всех наций, проживающих в нашей стране. В Азербайджане действуют пять русских православных церквей и множество молитвенных домов. Три храма находятся в Баку и по одному – в Гяндже и в Хачмазе, что на севере республики. По инициативе Ильхама Алиева недавно были отреставрированы еще две церкви. Кстати, в северо-западных районах Азербайджана, в частности в Гахском районе, успешно действуют и грузинские православные церкви. Так что русские, украинцы, грузины, белорусы и другие православные христиане ощущают себя полноправными гражданами нашей страны.

– В последнее время в мире, в частности в Ираке, противостояние между шиитами и суннитами достигло своего апогея. Не перекинулась ли эта нетерпимость в Азербайджан?

– К сожалению, в различных регионах мира наблюдаются межконфессиональные противоречия, которые нередко перерастают в конфликты. Сравнение Азербайджана с Ираком с точки зрения взаимоотношений между суннитами и шиитами в корне недопустимо. Прежде всего по той причине, что в основе совершаемых в Ираке террористических актов лежат скорее политические, нежели религиозные мотивы. Во-вторых, в Азербайджане светский образ мышления, и религия отделена от государства.

– В постсоветский период в Азербайджан хлынули различные миссионерские организации. Не создают ли они проблему для государства?

– В Госкомитете прошли регистрацию около 400 религиозных общин. Из них более 350 являются общинами исламского толка, 20 – христианского, 7 – иудаистского, 3 общины бахаистского толка и одна община кришнаитов. Еще 150 обращений от различных общин находится на стадии рассмотрения. К сожалению, среди миссионеров встречаются и радикалы, преследующие политические цели. Поэтому в Азербайджане представители других традиционных конфессий очень негативно относятся к деятельности такого рода миссионеров. Безусловно, государство принимает соответствующие меры, необходимые для обеспечения свободы вероисповедания и защиты устоявшегося религиозного равновесия в стране от негативного внешнего воздействия.

– В обществе некоторую тревогу вызывает распространение в стране ваххабизма и нурсизма. Что предпринимают власти по борьбе с религиозным экстремизмом?

– Да, в нашей республике появляются и порой незаконно действуют нетрадиционные секты, которые пытаются завлечь в свои ряды людей. Они, прикрываясь религиозными лозунгами, преследуют совершенно иные цели. Именно потому эти люди и попадают в поле зрения правоохранительных органов страны.