Визит иностранных журналистов на Габалинскую РЛС, организованный министерством обороны России, преследовал цель обеспечить поддержку мировой общественности предложению президента Владимира Путина о совместном с США использовании станции
Предложение главы РФ исходит из сегодняшних реалий и оценивается по-разному. «Интересный ход Путина», «Признание Россией опасности со стороны Ирана», «Москва выигрывает время» и др. оценки стали первой реакцией на заявление Путина.
После того, как Пентагон выразил сомнение по поводу технических показателей РЛС, она впервые открыла двери журналистам. Основная цель приглашения представителей СМИ заключается в намерении опровергнуть сомнения Пентагона. Удалось ли Москве достичь желаемого? Это покажет реакция журналистов, принявших участие в поездке в Габалу.
Согласно подписанному в 2002 году между президентами Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым соглашению, Россия арендует станцию на 10 лет и обязуется выплачивать Азербайджану по 7 млн. долларов США ежегодно. Оплата производится два рада в год в последний месяц полугодия.
Стороны долгое время не могли договориться об использовании станции, в том числе об арендной цене, эти вопросы нашли решение только в 2002 году. Согласно договоренности, Россия обязалась выплатить порядка 30 млн. долларов США за аренду в период с 1997 по 2002 годы.
По официальным данным, Информационно-аналитический центр «Дарьял» расположен в стороне от зон отдыха Габалинского района. В целом сама станция и окружающие ее поселения военнослужащих занимают 260 гектаров земли. На территории, арендованной Россией, имеются детский сад, общежития, госпиталь, магазины, несколько бассейнов для отдыха, т.д. Для военнослужащих созданы все условия.
По соглашению, численность служащего персонала не может превышать 1500 человек. В настоящее время здесь работают около 1000 военнослужащих, среди которых есть и азербайджанцы, служащие в российской армии. Все они являются гражданами России.
– Периодически в азербайджанской прессе появлялась информация о том, что на РЛС служат и армяне – спрашиваю у секретаря Министерства Обороны России Юрия Хведкина.
– Такой информации у нас нет. Не стоит заострять на этом внимание, – ответил он.
На первый взгляд кажется, что сам Габалинский район и информационно-аналитический центр «Дарьял» ни коим образом не взаимодействуют: жители Габалы также, как и в других районах, занимаются сельским хозяйством, сдают квартиры отдыхающим, и вовсе не вспоминают о находящейся в 20 минутах езды РЛС… Но это далеко не так.
– Свалилась эта станция на нашу голову, – возмущаются местные жители, хлопая себя по ляжкам. Одни только проблемы от нее, а местным жителям никакого толку!
32-летний Идрак, который выглядит не меньше чем на 50 лет, говорит о наболевшем:
– У моей матери рак легких, и она далеко не единственная с такой проблемой в этом районе. Раковые заболевания здесь сплошь и рядом. И пусть представители России не говорят, что никакой радиации нет, мы чувствуем ее на себе постоянно, – говорит габалинец.
43-летняя Сакина работает в местном кафе:
– В нашем районе многие женщины в последние годы страдают бесплодием, часто происходят выкидыши, хотя до строительства РЛС все было в порядке. Многие дети рождаются с дефектами зрения и слуха; есть люди, у которых проблемы с дыхательными путями. У моей невестки три раза был выкидыш, и только на четвертый раз она смогла родить.
По словам местных жителей станция работает по вторникам и пятницам, и в эти дни они не могут ни есть, ни спать.
Руководство РЛС в свою очередь возражает и утверждает, что никаких проблем с экологией в Габалинском районе нет:
– Здесь наши семьи живут годами, дети растут, все это глупости, – говорят военнослужащие РЛС. – Тут постоянно проводятся мониторинги, которые не показали наличие каких-либо серьезных проблем с экологией.
С военнослужащими, проходящими службу на Габалинской РЛС, заключается контракт сроком на 3-5 лет. Их зарплата превышает заработную плату, получаемую военнослужащими других воинских подразделений России.
Один год работы на РЛС приравнивается к полутора годам стажа. Военнослужащие дважды в год проходят медицинское обследование. Эта система сохранилась с советских времен и применяется там, где существует опасность для жизни и здоровья.
Почему же она применена на Габалинской РЛС? Потому что этот объект опасен для человека или по другим причинам? К сожалению, в ходе поездки не удалось найти ответы на эти вопросы…
Ставшая известной после предложения президента России Владимира Путина Габалинская РЛС по сути представляет собой три комплекса: основной – передающий радио-технический центр, а также приемный центр и энерго-механический центр. Передающие устройства находятся на расстоянии 800 метров друг от друга.
Основной центр – это технологическая позиция, которая осуществляет непрерывный контроль космического пространства, определяет параметры, принимает данную информацию, осуществляет ее обработку и анализ.
Эта позиция была создана в 1985 году, а в 1987 году была сформирована и военная часть. Высота позиции составляет 120 метров – 18 этажей. Дальность действия станции составляет около 6 тысяч километров. Она может контролировать территорию Ближнего и Среднего Востока, Аравийского моря и Индийского океана.
– Во время ирано-иракской войны «Дарьял»у удалось обнаружить и зафиксировать более 150 запусков ракет типа «Скад», – говорит представитель командования космических войск генерал-майор Александр Якушин. – В январе текущего года станция обнаружила запуск ракеты типа «Шихад-3» с иранского полигона Хамадан.
Настоящие задачи станции заключаются в контроле за космическим пространством, однако он отказался комментировать вопрос о том, может ли станция отражать ракетные удары.
– Мы уверены, что станция полностью соответствует международным стандартам и способна справиться со всеми поставленными перед ней задачами. В случае принятия соответствующего военно-политического решения станция готова модернизироваться в положенный срок.
Ясно, что эти слова адресованы американским военным. Однако даже невооруженным взглядом видно, что станция далека от современных стандартов. Техника не обновлялась со времен Советского Союза: компьютерами типа Пентиум на станции даже не пахнет. РЛС пользуется советскими, работающими на Бейсике. Калькуляторы, телефоны, лифты, подъемники – все определенно старое. На данный момент станция работает на 1/5 своей мощности.
В случае принятия президентами Путиным и Бушем решения о совместном использовании станции, РЛС начнет использовать свой потенциал на полную мощность.
Генерал–майор Якушин отказался предоставить информацию о потенциале станции, а также о мощности ее работы.
– Я не имею на это права, – пояснил он. – Но я уверен, что это не создаст никаких экологических проблем для региона.
Между тем, местное население опасается за свои жизни. Многие из них уверены, что если США и Россия начнут эксплуатировать станцию совместно, она автоматически начнет использовать свой потенциал на полную мощность, а это может создать опасность уже для всего закавказского региона.
Жители также рассказали о том, что под РЛС имеется атомная мини-электростанция. Якушин же эту информацию отрицает:
– Мы потребляем только электрическую энергию. Наша станция потребляет энергию полумиллионного города. Мы получаем ее от местной электростанции.
Слова Якушина любопытны, если учитывать, что РЛС работает непрерывно 24 часа в сутки семь дней в неделю, а электричество в Габалинской район подается, в основном, только по вечерам. Зимой дела обстоят и того хуже. Напрашивается вывод: РЛС пользуется альтернативным источником энергии.
Интерес к некогда никому неизвестной Габалинской РЛС возрос с тех пор, как президент России Владимир предложил Джорджу Бушу на саммите «Большой Восьмерки» использовать ее совместно.
Возросший интерес к РЛС подтверждает и количество журналистов, принявших участие в поездке – их в Габалу отправились около 40-ка человек. Большая часть представителей СМИ прибыла из Кореи, Китая, Японии, Германии, Великобритании, Чехии, Польши, Катара и США.
Видимо, информация о Габалинской РЛС еще долго не будет сходить с новостных полос ведущих мировых средств массовой информации…