И.Мамедов: в борьбе за возврат Карабаха надо использовать «мягкую силу»

Директор военно-аналитического исследовательского Центра, полковник в отставке Ильдрым Мамедов рассказал о действиях в случае войны за Нагорный Карабах.

Официальный Баку не раз и предельно ясно предупреждал, что однажды, когда окончательно станет понятным принципиальное нежелание армян освободить захваченные азербайджанские территории, территории будут освобождены силой нашей армии.

В Армении эти предупреждения понимают и учитывают, регулярно выдавая в мир информацию о повышении боеготовности армянской армии, глубокоэшелонированной обороне и проведении в Карабахе широкомасштабных учений. В ереванской прессе, правда, появляется и другого рода информация, о выкручивании солдатских ушей армянскими офицерами, и собачьих ошейниках против вшей, которые армянские солдаты вынуждены носить, чтобы не быть съеденными насекомыми. Но это уже тема другого разговора.

Нас интересуют военно-технологические и технические возможности, имеющиеся в азербайджанской армии, которые могут быть применены для освобождения азербайджанской земли от агрессора. Об этом, как сообщает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан, рассказал директор военно-аналитического исследовательского Центра, полковник в отставке Ильдрым Мамедов.

– В Армении много говорят о непобедимости армии, стоящей на карабахских рубежах. Как вы относитесь к таким заявлениям?

– История многократно военным показывала, что непокоренных крепостей не бывает, даже в сложной горной местности. Против всякой военной хитрости специалисты придумывают другую хитрость. Надо только научиться ее правильно и уместно применять.

В армянской прессе очень часто говорится о минированных землях, преодоление которых невозможно без больших потерь в азербайджанской армии. Хочу им напомнить, что американская армия в Афганистане, Югославии и Ираке по минам не бегала, и даже во время второй чеченской войны российская пехота применялась только для зачистки от боевиков подвалов, после массированных артобстрелов мест дислокации противника.

Минирование производится не на всей территории возможного театра военных действий, а на танкоопасных направлениях, на фронтовых дорогах в местах вероятной атаки противника. Для очистки земли от мин у саперов, кроме щупов и миноискателей, имеется так называемое лассо, которое выстреливается далеко вперед, подрывается и таким образом очищается от мин проход шириной в один танк или БМП. Кроме того, впереди танков устанавливаются специальные устройства, которые, как ковш экскаватора, откидывают в сторону противотанковые мины, а подрывающиеся под гусеницами противопехотные мины танкам не угрожают. Освободив от мин проход, вперед по нему устремляются военная техника и мотострелки.

Для уничтожения огневых точек в глубине вражеской обороны в современной, высокотехнологичной войне применяются системы космического наведения. Азербайджанский спутник, который вскоре будет запущен на орбиту, по оценкам зарубежных специалистов может выполнять функцию космического наведения, в том случае, если он будет применяться вместе с множеством других спутников. Чем больше в системе GPS применяется спутников, тем точнее наведение снарядов и беспилотных летательных аппаратов, включая запасные. Азербайджанская армия закупила определенное количество зарубежной беспилотной авиатехники, которая, как было официально заявлено, способна проводить разведывательные операции. Но у нас нехватка специалистов, необходимых для управления таким оружием. Возможно, арендуемые турецкие спутники будут управляться с земли турецкими же специалистами.

Для преодоления оборонительных позиций противника в современной войне применяются десантные подразделения, забрасываемые с воздуха в тыл врага. В советской армии были целые десантные дивизии. Советская военная история умалчивает, что до второй мировой войны в советской армии было пять воздушно-десантных армий, но военачальники не смогли применить их по назначению, и десантники воевали в оборонительных боях как простые пехотинцы.

В азербайджанской армии крупных десантных подразделений нет, но, судя по телевизионным и прочим передачам, у нас имеются хорошо обученные десантные группы, для повреждения вражеских коммуникаций, уничтожения командных пунктов, сеяния паники во вражеском тылу, выполнения специальных задач. Надеюсь, что одна из таких групп возьмет в плен президента Армении Сержа Саргсяна и его соратников, когда они появятся в расположении оккупационных войск. Такие подразделения ведут боевые действия в тылу врага самостоятельно до двух часов, до подхода основных сил своей армии. В противном случае, без помощи основных сил десантники, как правило, бывают уничтожены.

– Традиционно азербайджанская армия считается сильной в авиационном плане. Это отмечают даже армяне.

– В Азербайджане достаточное количество самолетов-истребителей, только непонятно, кого они будут перехватывать в воздухе, если боевых самолетов такого класса в Армении нет. Нет их в грузинской армии. Мне кажется, воздушные истребители нужны Азербайджану для защиты с воздуха нефтяных объектов и инфраструктуры в ходе войны с другим возможным противником.

– В Карабахе нередко проводятся военные учения оккупационных войск.

– Армейские боеприпасы имеют свой срок хранения, по истечении которого снаряды и мины уничтожают разными способами – подрывом или стрельбой. Из Грузии российские военные вывезли боеприпасы, большинство которых складировано в 102-й базе, в Армении. Куда девать просроченные боеприпасы? Вот армяне и уничтожают их перед нашими глазами, имитируя военные учения. Российские военные выполняют задачу по уничтожению боеприпасов и психологическому давлению на соседей, в том числе на Азербайджан, а армяне рады, что им дали возможность поучаствовать в этом.

– Война в Карабахе – единственное средство восстановления законности на территории Азербайджана?

– В Карабахе живут граждане Азербайджана армянской национальности. А по отношению к своим гражданам, если они подчиняются центральной власти, войну не ведут. Для таких операций требуются дополнительные полицейские силы, миротворческая операция, а не армейские операции. Сейчас в политической моде так называемая «мягкая сила», развитое гражданское общество, эффективная экономика, привлекающая в страну иностранцев, не говоря уже о гражданах этой страны. Баку должен быть настолько хорошим, чтобы армянин выбрал Баку для постоянной жизни, а не Ереван.

Но укрепление вооруженных сил таким способом, как у нас, невозможно. В современной армии должны служить другие офицеры и генералы, с современным сознанием. Необходимо изменить армейское законодательство, унифицировав его с порядками в НАТО. Армия должна быть научена гуманизации ведения военных действий.