Кадровая революция, о неизбежности которой столько времени говорили политологи, свершилась.
Владимир Путин принял отставку премьера Михаила Фрадкова. Буквально через пару часов грянула новая сенсация: президент внес в Госдуму для утверждения премьером кандидатуру Виктора Зубкова.
И без того лихо закрученная российская политическая интрига обострилась еще сильнее.
Если до среды 12 сентября все были уверены – новый премьер, кто бы им ни оказался, станет преемником Путина, – то теперь в этом можно сомневаться.
Смотрите, кто пришел
Вообще-то в России стало традицией, что фигуры президентов и премьеров возникают не из числа политических тяжеловесов, а буквально ниоткуда.
Однако Владимир Путин, хотя и был объявлен преемником Бориса Ельцина неожиданно для всех, все-таки прежде находился на виду: работал директором ФСБ и секретарем Совета безопасности. Михаил Фрадков занимал в 1990-е годы министерские посты.
Фамилию Зубкова до среды в России мало кто слышал. С 2001 года он трудился руководителем Службы финансового мониторинга, проще говоря, подразделения Минфина по борьбе с отмыванием денег.
Теперь у него в подчинении разом окажутся не только его бывший начальник Алексей Кудрин, но и первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, каждого из которых прочат в новые президенты.
Зубков родился в поселке Арбат Свердловской области. По образованию – экономист сельского хозяйства. 18 лет проработал на разных должностях в совхозах Ленинградской области, с началом перестройки был выдвинут на партийную и советскую работу, одно время заведовал сельхозотделом Ленинградского обкома КПСС.
Признаков сотрудничества со спецслужбами в биографии Зубкова не наблюдается.
Есть, правда, одна примечательная деталь: в 1991-1993 годах он работал заместителем председателя Комитета внешних связей санкт-петербургской мэрии, откуда, как известно, вышла добрая половина нынешней российской элиты.
Затем Зубков служил начальником Санкт-Петербургской налоговой инспекции, заместителем министра по налогам и сборам, а в 2001 году возглавил Росфинмониторинг – службу, созданную на волне всемирного внимания к проблеме отмывания денег.
Кадровая спецоперация
В четверг кандидат в премьеры встретится с представителями парламентских фракций, а уже в пятницу Дума уже соберется, чтобы проголосовать по его кандидатуре.
В стране с демократическими традициями парламент просто не мог бы с ходу утвердить на высоком посту человека, о котором ни народу, ни самим депутатам практически ничего не известно. Однако мало кто сомневается, что голосование в Думе пройдет, как обычно, гладко.
Спикер Госдумы Борис Грызлов объявил о сенсации журналистам со своей обычной невозмутимостью, но в качестве оснований для назначения смог упомянуть лишь “большой жизненный путь” кандидата и его “профессиональную деятельность во многих направлениях”.
Между тем за считанные минуты до того, как информагентства передали с пометкой “молния” сообщение о внесении кандидатуры Зубкова, первый заместитель Грызлова, видный “единоросс” Олег Морозов заявил журналистам: “Я не предвижу никакого экзотического варианта. Опыт общения с президентом подсказывает, что он не совершает опрометчивых кадровых решений”.
В том, что касается “опрометчивости”, Морозов, видимо, прав. Насколько можно судить, Владимир Путин обдумывает свои решения долго и основательно. Что же до “экзотичности”, тут законодатель, мягко говоря, ткнул пальцем в небо. Уж этому критерию новое назначение отвечает в полной мере.
Президент еще раз продемонстрировал свой стиль: проводить ключевые кадровые назначения как спецоперации. Долгая подготовка, абсолютная секретность, мгновенный удар. Неизвестно даже, с кем он предварительно обсуждает свои решения, и обсуждает ли вообще.
Весьма хорошо осведомленная газета “Ведомости” во вторник объявила о предстоящей отставке Фрадкова как о свершившемся факте, но уверенно назвала в качестве нового премьера Сергея Иванова.
События развивались настолько стремительно, что телеканал “Вести” уже после представления Зубкова пустил в эфир интервью с известным политологом, в котором глубокомысленно обсуждались различные кандидатуры.
Возможны варианты
Главное, что заставляет сомневаться в президентских перспективах Зубкова – даже не его относительная неизвестность и отсутствие политического опыта, а его возраст.
15 сентября будущему премьеру исполнится 66 лет. Он на девять лет старше своего предшественника Михаила Фрадкова, и на 11 лет – самого Путина.
Не далее как в понедельник Алексей Кудрин объявил о предстоящей отставке Зубкова с поста главы Росфинмониторинга в связи с “достижением предельного возраста нахождения на госслужбе”.
В связи с этим Зубкову прочили должность сенатора от Ленинградской области, что фактически означало почетную пенсию.
Правда, некоторые наблюдатели тут же вспомнили о давно циркулировавших слухах, будто Владимир Путин собирается вновь баллотироваться в президенты в 2012 году. Тогда выдвижение Зубкова в преемники выглядит логично: человек, которому к тому времени стукнет 70, вряд ли станет цепляться за власть и использовать против Путина административный ресурс.
В этом случае, видимо, сбудутся прогнозы тех наблюдателей, которые предсказывали, что новый президент не будет таким полновластным правителем, как Путин. По их мнению, России предстоит дрейф от режима личной власти к некой новой разновидности олигархического правления, в котором место банкиров и бизнесменов займут борющиеся друг с другом за власть крупные чиновники. Тогда в течение предстоящих четырех лет возможны любые неожиданности.